Эксперт: Будущее белорусского техно-ритейла зависит кредитной политики банков и зарплаты «по 500»

Белорусский ритейл бытовой техники переживает далеко не лучшие времена. С начала года крупные торговые сети испытывают трудности с продажами и вынуждены буквально сражаться за каждого покупателя. О последних тенденциях на рынке и возможном уходе продаж бытовой техники в онлайн, «СД» рассказал директор торговой сети «Витязь» Андрей Орлов.

Как чувствует себя белорусский ритейл с техникой? Есть ли тренды на рост и развитие?

Белорусский ритейл «колбасит». Минск и регионы значительно отличаются по покупательской способности. В регионах она в разы ниже. Есть, конечно, общий тренд на увеличение продаж и улучшение ситуации. Но этот тренд напрямую связан с действиями банков и социальной направленностью государства.

Под действиями банков надо понимать возможность кредитования и снижение процентов по кредитам, под социальной направленностью надо понимать – прогноз по увеличению доходов населения и средней ЗП «по 500».

Собственно, самому ритейлу остаётся ниша рассрочек (это опять же совместные программы с банками) и усиленная борьба на рынке за каждого покупателя, путем снижения цен, рекламы и расширения присутствия.

Трудно по первому кварталу говорить о положительной динамике, но исходя из прогнозов и действий внешней среды тренд должен быть положительный, как и в выручке (в рублевом исчислении так точно) так и в прогнозах по расширению присутствия путем открытия новых точек продаж.

Какие технологические новинки будут востребованы в этом году?

В сегменте бытовой техники и электроники драйвером по-прежнему остаётся телевизор. К сожалению, ничего «прорывного» в визуализации изображения в мире не появилось и ведущим компаниям приходиться биться за покупателя прежними технологическими достижениями, хотя можно сказать, что они (эти достижения), как скелет начинают обрастать мышцами.

Это технология квантовых точек у Samsung (QLED). Появляется большее количество моделей, увеличивается размер по диагонали, и технология OLED которая в премиальном сегменте предлагает высокотехнологичные продукты с большой диагональю.

На общем рынке СНГ и на нашем местном, лидерами продолжают оставаться два бренда Samsung и LG. Они практически полностью перекрывают и удовлетворяют широтой своих модельных линеек любой спрос, как не избалованного покупателя, так и клиента с высокими запросами (по данным некоторых источников общая доля этих брендов превышает 80% на нашем рынке).

В массовом среднем сегменте – «телевизоры», продолжается борьба за покупателя. Если исключить ценовой фактор, то производители конкурируют «по диагонали экрана» (цена снижается и спрос на размер по диагонали увеличивается), технологии SMART - она улучшается и современный телевизор предлагает пользователям все больше и больше функций. У большинства современных телевизоров есть возможность установки дополнительных программ, которые показывают и дополнительную информацию о погоде, о финансовой динамике, существуют различные скринсейверы, которые заменяют экран на «картину на стене» и так далее.

В бытовой технике ничего инновационного не появилось. Холодильники со встроенным сенсорным экраном и подключением к интернету, роботы-пылесосы, пылесосы на аккумуляторах, стиральные машины, в которые можно подкинуть забытое для стирки белье. Все это гаджеты не массового спроса, и они задают общий тренд на рынке.

Где будут больше покупать - в онлайне или офлайне?

Если говорить в общем – то естественно еще в ближайшие годы покупка в стационарных точках продаж будет превалировать над долей и объемом интернет продаж.

Но общая динамика указывает, что из года в год продажи в онлайн сервисах растут. Конечно, это связано в большинстве своем с сегментом других групп товаров – одежда, обувь, книги, детские товары и так далее. В принципе, общий тренд на увеличение онлайн продаж на лицо. Но если углубляться в дальнейшее развитие технологий продаж, то здесь так же можно заметить изменения, связанные с исключением дополнительных «прослоек» в виде обслуживающего персонала и механизмов оплаты.

Поэтому предсказуемо развитие таких форматов магазинов, где ты либо по картинкам сделал свой заказ стоя на остановке общественного транспорта, либо в переходе метро, а тебе уже привезли на дом, либо зашел в магазин самообслуживания. Или где купил все самое необходимое и вышел, а система сама идентифицировала покупателя, рассчитала стоимость и списала деньги с карточки, либо вообще твой холодильник или плита сама заказала необходимые продукты или ингредиенты по тому рецепту, которые ты вычитал в интернете.

В связи с этим если отталкиваться от китайской идеологии, и рассматривать среднесрочный период развития 20 лет (а ни как у нас краткосрочный – 1 год, среднесрочный – 3 года и долгосрочный – 5 лет), то в ближайшие 20 – 30 лет мировой и, в том числе, наш местный ритейл ждут серьезные изменения и новации. В любом случае офлайн ритейлу придется подтягиваться к онлайну, но он никуда не исчезнет. С учетом вышеобозначенных трендов «стационарный» ритейл будет видоизменяться.
Загрузка комментариев...