Глубину экономического кризиса в Беларуси можно измерить числом неплатежеспособных предприятий

Практика работы института антикризисного управления и банкротства за семнадцать лет своего существования приучила нас ориентироваться на вторую составляющую в этом названии, на банкротство. И это нормально. Предприятий, которые должны покинуть рынок через банкротство, всегда много больше тех, которых можно и, главное, нужно пробовать спасать.

Глубину экономического кризиса в Беларуси можно измерить числом неплатежеспособных предприятийЯ даже так скажу: признаком глубины экономического кризиса является не рост числа банкротств, а рост числа санируемых, то есть спасаемых в процедуре экономической несостоятельности бизнесов.

Это объясняется тем, что даже незначительные колебания могут смывать с поверхности рынка множество мелких и случайных игроков, что влечет рост числа банкротств само по себе. В то же время процедуры судебного оздоровления начинаются только в отношении серьёзных и значимых для экономики предприятий, а таких лёгким волнением не испугаешь.

Признаком глубины экономического кризиса, затронувшего Беларусь в последние годы, является в том числе рост числа процедур санации в отношении неплатежеспособных организаций. Если буквально два-три года назад таких было полтора-два десятка, то сегодня – более сотни. При этом рост наблюдается не только в отношении государственных сельскохозяйственных организаций, но и частных предприятий различных отраслей экономики.

Пожалуй, с подобным вызовом институт экономической несостоятельности столкнулся впервые. И на первое место встал вопрос о наличии специалистов, готовых к ведению сложных процедур санации.

Важным элементом повышения эффективности системы антикризисного управления является способность этого института к саморегулированию, накапливанию, систематизации и применению новых знаний и компетенций. Большое значение здесь могут сыграть не только узкоотраслевые встречи самих антикризисных управляющих, но и широкие форумы с представителями бизнеса, банков, других участников финансового рынка, государства.

В силу недостаточной публичности, прозрачности института антикризисного управления, на рынке транслируются некоторые давно сложившиеся стереотипы, которые не отражают реальное положение дел в сфере банкротства.

В последний год повышенное внимание к сфере антикризисного управления и банкротства было привлечено в контексте сложившейся судебной практики привлечения собственников и менеджеров бизнеса к субсидиарной ответственности. С подписанием Президентом Республики Беларусь Декрета № 7 "О развитии предпринимательства" эта практика стала меняться уже сейчас. Мы ожидаем, что сложившиеся практики будут меняться и далее, в том числе с ожидаемым в текущем году принятием Палатой Представителей Национального собрания Республики Беларусь нового Закона «О несостоятельности и банкротстве».

Также всё более актуальными становятся вопросы трансграничного банкротства, особенно в рамках единого экономического союза с Российской Федерацией. Выработка решений и практик в таких делах нам ещё предстоит.

Активное совершенствование различных форм взаимодействия между антикризисными управляющими с одной стороны, и бизнесом, представляющим сегодня кредиторов, а завтра, возможно, и должников, безусловно может способствовать повышению эффективности института экономической несостоятельности и банкротства.

Масштабный диалог с участием большого числа заинтересованных состоится 16 февраля 2018 года на Первом белорусском форуме об антикризисном управлении и банкротстве.

Очевидно, что темы экономической несостоятельности и банкротства никогда не будут терять своей актуальности. Поэтому большое значение для повышения эффективности этой отрасли имеет постоянное совершенствование нормативно-правового регулирования, складывающихся практик, прозрачность и транспарентность.

Эксперт статьи
Сергей Пинчук

Сергей Пинчук

Aнтикризисный Управляющий

Задать вопрос

Компетенции

Антикризисное управление
Загрузка комментариев...