Государство в Беларуси не заинтересовано экономить электроэнергию

Меня спрашивают, можно ли говорить, что белорусов удалось убедить в том, что экономить - это модно?  Расскажу на примере экономии электроэнергии про которую в последнее время много говорится.

Появление светодиодного освещения произвело революционные изменения на рынке светотехники по всему миру, и Беларусь не может оставаться вне этих процессов. Наш климат, продолжительность светового дня, снижение дотаций со стороны государства на фоне падения доходов населения, казалось бы, все это обязывает подходить к энергосбережению решительно. Однако, в нашей стране доля государственного сектора определяет структуру энергопотребления всей страны, а изменения происходят со скоростью, не превышающей запланированные нормативными актами показатели.

Например, согласно утвержденной Правительством Республики Беларусь Государственной программе «Энергосбережение» на 2016-2020 годы, «запланировано снижение энергоемкости ВВП к 2021 году не менее чем на 2 процента к уровню 2015 года».
Другое дело – домохозяйства и частный бизнес, собственники мало по малу переходят на экономичные световые приборы, но с оглядкой на их текущую стоимость. Далеко не всех легко убедить в целесообразности покупки более дорогих светодиодных ламп в расчете на окупаемость в течение нескольких месяцев  или даже лет. Но процесс идет, хоть и с разными скоростями в частном и государственном секторе.

Вы спросите – а что же с распространением умных световые решения. Ведь это логичный шаг, что после энергоэффективных ламп появятся новые, которые умеют сами снижать энергопотребление?

Умные световые решения – это технологии, направленные не только на снижение потребления энергии, но и на улучшение комфорта жизни, а также на повышение производительности труда на предприятиях. «Умный дом», «умный офис» или «умный город» - решения, внедрение которых основано на профессиональном проектировании и долгосрочном расчете. На уровне городов и флагманов промышленности такие решения зависят от политической воли и инвестиционного климата. Руководители же небольших предприятий озабочены текущими проблемами, такими как падение платежеспособного спроса, высокие ставки по кредитам, на фоне которых новые световые технологии могут показаться не актуальными. Спрос со стороны частных лиц также весьма ограничен. Мое скромное мнение, что наш текущий уровень – датчики освещенности и движения на лестничных площадках, вряд ли будет повышен в ближайшее время.

Казалось бы, крупные застройщики должны идти на установку энергоэффективных ламп и умных решений.  Стоимость светодиодных осветительных приборов снизилась на порядок за несколько лет, тенденция на снижение цены при попытках удержать планку качества сохраняется и сейчас, поэтому люминесцентные и лампы накаливания не имеют будущего. Конкуренция среди производителей и поставщиков на светотехническом рынке Таможенного Союза растет, предложений очень много, и я считаю, что структура спроса претерпит изменения.

Как выглядит цепочка поставки светотехники до конечного потребителя недвижимости?  Сам потребитель мало об этом знает и еще меньше может повлиять на выбор  тех или иных приборов.

Проектированием и монтажом электрооборудования занимаются специализированные организации, как правило, согласно результатов тендеров. Само же оборудование закупается ими по собственному усмотрению у поставщиков, и цена решает. В случае выхода из строя светильников иногда требуются работы по демонтажу, стоимость которых сопоставима с ценой самих светильников. Но эти расходы лягут на плечи обслуживающих организаций или собственников. Рано или поздно, тем или иным способом,  потребитель будет сам делать выбор в пользу оптимальных по соотношению цена/качество осветительных приборов.

 

 

Эксперт статьи
Игорь Лойко

Игорь Лойко

Директор компании "Астра-Медиа"

Задать вопрос
Загрузка комментариев...