Как ликвидировать ИП и не попасть на штрафы

Реальность современного бизнеса такова, что кто-то регистрируется в бизнесе, а кто-то ликвидируется. И если в процессе регистрации как правило все понятно и не сложно, то вот процесс ликвидации - процедура длительная, неприятная, сопряжена с множеством проверок и отягощена суммой штрафов.

Как ликвидировать ИП и не попасть на штрафыБольше всего вопросов возникает в процессе ликвидации индивидуальных предпринимателей. Многие предприниматели по своей наивности или не знанию, или нежеланию знать, ведут свой бизнес в «свободной» форме. Это как? Это когда что заработал-поел, а бумажки оформлять буду когда-нибудь потом.

И только когда в дверь звонит налоговый инспектор, предприниматель начинает судорожно вспоминать, где же «та коробка с бумажками», что и когда я там делал, где мои книжки и вел ли я их.

Поговорим немного о ликвидации ИП.

Что нужно делать, чтобы закрыть ИП.

1.Подача заявления о прекращении деятельности по месту регистрации. Заявление нужно составить по форме установленной Министерством юстиции. Регистрирующий орган, в течение трех дней посылает уведомление в налоговые, таможенные, и др., определенные законодательствам органы уведомление, о начале ликвидации индивидуального предпринимателя.

2.В течение месяца, в ответ на уведомление, из всех государственных органов представляются справки о наличии или отсутствии задолженности данного предпринимателя перед ними. Если задолженность есть, то ее нужно погасить.

3.Публикация объявления в газете «Республика».

4.Уведомление кредиторов о закрытии, и рассмотрение их претензий, составление реестра их требований.

5.Проверки ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, таможня, получение от них соответствующих актов (справок).

6.Сдача документов в архив, и печати в исполком.

7.Представление в исполком сведений, для исключения из ЕГР и получение справки.

 Успешное прохождение налоговой проверки

 Для того, чтобы ликвидироваться необходимо успешно пройти налоговую проверку. А чтобы успешно пройти налоговую проверку, надо  чтобы у ИП были в наличии все первичные документы и учет.

Какие документы должны быть?

В зависимости от применяемой системы налогообложения ИП, перечь документов и книг учета может отличаться. Если обобщенного говорить, то учет ведется в следующих книгах:

- книга учета доходов и расходов;

- книга учета товаров;

- выписки банка;

- наличие первичных документов: договора, ТТН (ТН), акты выполненных работ, путевые листы, ведомости начисления заработной платы, если использовался наемный труд, справки, приказы, распоряжения и иные локальные документы.

Все это документы должны быть представлены в налоговую инспекцию для проверки. Тот факт, что ИП, уплачивающие налог при УСН не принимают затраты не освобождает от ответственности за отсутствие первичных учетных документов.

Если указанных документов нет (не велись, утеряны) их необходимо восстановить.

А если нет документов и учет не велся, что будет?

Если у вас была "упрощенка" без НДС, и при этом отсутствует учет, но есть документы, то возможно налоговики посчитают ваш налог на основании информации о денежных средствах, поступивших на расчетный счет.

Если у вас была упрощенка с НДС, то в обязательном порядке должны быть все документы и учет НДС начисленного и НДС к вычету. При отсутствии учета НДС будет рассчитан со всей суммы выручки от реализации, а НДС входящий к вычету не примут.

Если вы платили подоходный налог  и вычитали расходы, то все суммы расходов должны быть подтверждены документами. А так же должен быть учет.

ИП-ки, которые платят единый налог, представляют для проверки банковский выписки и книгу учета товаров.

Если налоговая пересчитает вам налог в большую сторону, чем  начисленный вами налог, то будут применены штрафные санкции на сумму доначисленного налога – в размере 20% от неуплаченной суммы, но не менее 2БВ, и  пеня за каждый день просрочки.

Штрафные санкции предусмотрены Кодексом об административных нарушениях РБ (далее-КоАП РБ) статьей 13.6 КоАП РБ.

Как избежать налоговой проверки?

Сегодня, вместо налоговой проверки можно провести независимую проверку в аудиторской компании и ликвидироваться. Такое правило установлено постановлением Совмина Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)».

Почему выгодно проводит аудит вместо налоговой проверки?

1) Существенное ускорение процесса ликвидации – в очереди на проверку в налоговой стоит примерно 15 000 ИП. Некоторые приняли решение о ликвидации в 2010 году и до сих пор ждут своей очереди.

 2) Экономия на штрафных санкциях – по результатам аудиторской проверки вы добровольно уплачиваете налоги в бюджет и не платите штрафные санкции.

Безусловно, у каждого предпринимателя своя история, свои больные места. Если у вас остались вопросы - отправьте их мне по адресу elena@belaudit.by 

Эксперт статьи
Елена Жугер

Елена Жугер

Директор БелАудитАльянс, Председатель комитета по методологии и аудиту ОО «Ассоциация аудиторских организаций», эксперт-консультант по налоговым проверкам

Задать вопрос

Компетенции

Бухгалтерский учет
Загрузка комментариев...