Какие ошибки совершают владельцы белорусского бизнеса

Очень часто мы видим, как белорусский бизнес страдает от излишнего внимания или отсутствия интереса со стороны собственника. Я приведут четыре главных ошибки, которые делают владельцы чтобы погубить собственное дело.

Ошибка первая: "Не заниматься своим бизнесом"

Какие ошибки совершают владельцы белорусского бизнесаДавным-давно прошла «идея», что, мол собственник бизнеса должен сидеть или лежать где-нибудь на острове у моря, а наемный менеджмент будет управлять его бизнесом и регулярно выплачивать дивиденды своему боссу.

В кого же, при таком подходе превращается собственник? Уж точно при таком подходе собственник перестает быть собственником. Потому что не владеет ситуацией. А, следовательно, не владеет бизнесом. Тут уже, скорее, отношения по типу: «нате вам ребята денег, попытайтесь увеличить их количество. Для меня».

Последствия такого подхода для собственника могут быть печальными. Неконтролируемая лодка может приплыть только туда, куда ее вынесет течение. Ну или туда, куда ее направят другие люди, и не факт, что их интересы совпадут с интересами собственника лодки. А в совсем уж грустном развитии событий лодку могут и потопить.

В бизнесе всегда будут существовать решения принимать которые имеет право и должен только собственник. Эти решения, как правило, связаны с предпринимательским риском и ответственность за них несет только владелец бизнеса.

И в бизнесе всегда будут точки контроля, которые должен проходить собственник: понимать что происходит в его компании, уточнять курс и корректировать направление, в котором движется его бизнес.

Ошибка вторая: "Очень сильно заниматься своим бизнесом"

Другая крайность, когда собственник сам пытается влезть в каждую мелочь в своем бизнесе и сделать так, как считает нужным он. Даже в ту мелочь, где он некомпетентен. Тем самым, фактически не давая менеджменту компании управлять.

Немудрено, что такое вмешательство, приводящее к принятию и реализации некомпетентных решений «потому что так сказал собственник» никак не улучшает работу бизнеса, чаще усложняя процесс взаимодействия и ухудшая качество и эффективность работы компании.

Такой подход не дает ничего хорошего, кроме общей нервозности и невозможности выстроить последовательность действий для достижения целей бизнеса, потому что «завтра придет собственник и всё сделает по-своему».

Собственник должен уметь находить баланс, правильно делегируя и отдавая бизнес менеджменту, вместе с этим контролировать работу и принимать необходимое участие в управлении, принимать стратегические решения и нести за них ответственность.

Ошибка номер третья: "Экономить на персонале"

Опять же, давно уже витала такая мысль: «Бизнес для собственника». Многие собственники, вооружаясь этим принципом выстраивают свои взаимотношения с персоналом по принципу: «отжать больше, заплатить меньше». В некоторых компаниях, при достаточно высокой норме прибыли, заработные платы, ниже чем по рынку.

К чему приводит такая политика? В первую очередь к оттоку квалифицированного, компетентного персонала. Потому что их с удовольствием «купит» менее жадный бизнес за бОльшие деньги.

Во вторую очередь такой подход будет порождать непорядочное отношение сотрудников к компании по принципу: «как вы к нам, так и мы к вам», что будет выливаться в возникновение краж, откатных схем и прочих вещей, связанных с уводом денег из компании. Причем, сотрудники будут так поступать, искренне веря в то, что осуществляют справедливое распределение заработанных компанией денег.

В-третьих, не исключено, и в практике такие случаи были, что недовольные сотрудники будут уходить из бизнеса прихватывая с собой нужные знания. Которые можно реализовать, работая на конкурента. Или даже создать собственный бизнес, аналогичный тому, из которого сотрудник ушел. И это будет приводить к потерям компании.

В любом случае, собственник должен помнить, что один он бизнес не сделает. Нужна команда. И принцип «незаменимых у нас нет» не такой уж и работающий. Найти нужных, правильных с точки зрения бизнеса людей, создать, вырастить команду крайне сложно. А вот потерять ее, в том числе по причине излишней жадности можно очень даже просто.

Ошибка четвертая: Переплачивать персоналу

Другая крайность, и такие случаи тоже имеют место быть, это избыточно платить персоналу. Заработная плата она не берется из ниоткуда. Заработная плата — это то, что бизнес зарабатывает. А если бизнес не зарабатывает, или зарабатывает крайне мало, при этом заработные платы в нем высокие, то тогда в невыгодном положении оказывается собственник, вынужденный в такой ситуации платить фактически из своего кармана.

Конечно, такие ситуации возможны в краткосрочных периодах: для новых компаний или при прохождении кризиса. Но если такая ситуация продолжается достаточно долго собственнику стоит задуматься, а нужен ли ему такой бизнес.

В идеале, конечно же, когда заработная плата привязана к прибыльности бизнеса. Тогда все в компании заинтересованы, чтобы бизнес зарабатывал как можно больше: и сотрудники, и собственник.

Конечно, есть множество других ошибок, которые совершают собственники. Но, как говорится не ошибается тот, кто ничего не делает. Важно уметь видеть свои ошибки, уметь их признавать и искать способы не совершать их в будущем.

А мы в будущем посмотрим какие еще ошибки совершают собственники и, чтобы быть до конца честными, какие ошибки совершают управленцы.

До скорого.

Загрузка комментариев...