Максим Маринич: 5 глобальных трендов e-commerce, которые уже пришли в Беларусь

Белорусский рынок электронной коммерции составляет всего 2,8% от розничного товарооборота в стране. Для сравнения: в странах-лидерах по объему e-commerce, Великобритании и Китае, этот показатель равен 15%. Наш рынок недавно сформировался и еще пока даже не развивался. Но, несмотря на это, на нем уже присутствуют глобальные тренды.

1. Бурный рост маркетплейсов

Во всем мире маркетплейсы растут быстрее рынков, на которых присутствуют. Беларусь не исключение. В 2016-м году доля электронной коммерции в розничном товарообороте Беларуси увеличилась на 19%, в то время как товароооборот маркетплейса Deal.by прибавил 32%.

Успех маркетплейсов заключается в том, что они делают доступными инфраструктуру и технологии, которые большинство компаний не могут создать самостоятельно. Подключаясь к маркетплейсу, предприниматель за минимальную плату получает собственный сайт, аудиторию покупателей, технологии привлечения и удержания клиентов, приема платежей и доставки товаров. Только на Deal.by товары и услуги продают более 120,5 тысяч компаний из разных городов Беларуси.

Таким образом маркетплейсы обеспечивают массовый приход в e-commerce малого и среднего бизнеса и являются главными драйверами рынка.

Крупнейшие маркетплейсы Беларуси – Deal.by, Onliner.by, Kufar.by. Также на рынке постоянно появляются новые нишевые маркетплейсы, такие как маркетплейс товаров для животных Zooqi.by.

2. Зарождение гибридных моделей

Если маркетплейс – это самая эффективная модель ведения бизнеса в e-commerce, то гибридная модель – это самая эффективная модель ведения бизнеса для маркетплейса. Суть гибридной модели заключается в том, чтобы продавать как можно больше товаров за счет сочетания различных бизнес-моделей внутри компании. Пример гибридной модели: когда часть товаров маркетплейс продает самостоятельно, а часть – размещенные на нем интернет-магазины. В Беларуси подобную модель сейчас развивает Lamoda.

3. Развитие омниканальности

Изменения претерпевают не только бизнес-модели, но и предпочтения покупателей. Сегодня клиент хочет сделать заказ на сайте, дополнить его в мобильном приложении и забрать в оффлайн-магазине. Такой “бесшовный” процесс покупки называется омниканальностью. Успешнее всего эту модель в Беларуси удалось реализовать Oz.by.

4. Всеобщая мобилизация

Со временем все большее значение в этой модели будут приобретать мобильные устройства. Если в 2015-м мобильный трафик на Deal.by составлял 17%, то в 2016-м уже 32%. В такой ситуации интернет-магазины, которые не позаботятся о мобильной версии, останутся не у дел.

5. Появление фулфилмент-центров

Интернет-магазины не должны заниматься доставкой товаров самостоятельно. Это задача служб доставки и фулфилмент-центров. Во всем мире последние оказывают интернет-магазинам комплекс услуг с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.

В Беларуси пока есть только одна компания, которая позиционирует себя как полноценный фулфилмент-центр – Ework.by. Постепенно к такому сервису двигаются службы доставки, такие как Глобел 24. Фулфилмент в Беларуси сможет развиваться активнее, когда будет разрешен прием платежей в пользу третьих лиц. Сейчас мы ведем консультации с Нацбанком по этому вопросу – по нашим прогнозам, прием платежей в пользу третьих лиц может быть разрешен уже в 2018-м году.



Эксперт статьи
Максим Маринич

Максим Маринич

Руководитель маркетплейса Deal.by

Задать вопрос

Компетенции

Торговля
Загрузка комментариев...