Почему в Беларуси так мало крупных франшиз

Как не прискорбно признавать, франчайзинг всё ещё является незнакомым словом для многих белорусских бизнесменов и бизнес-леди.  Почему так происходит? Что мешает использовать  эту прибыльную модель развития белорусским представителям бизнеса? Вроде двигаемся вперед: вот уже и зарубежные игроки со всемирно известными брендами, такие как BurgerKing, Sbarro, Hesburger, зашли на белорусский рынок ….  Белорусская публика приветствовала именитые франшизы с распростертыми объятиями, будто изголодавшийся паломник, наконец-то добравшийся до Мекки.  И добравшись, еще несколько дней к ряду не мог насладиться вкусом безлимитной Pepsi, все пытаясь забрать её с собой.  

Периодически слышны отголоски новостей, что очередной договор франчайзинга был зарегистрирован в Беларуси, и по итогам нынешнего года «ура!» этих зарегистрированных договоров стало на несколько десятков больше.  Но давайте будем откровенны. 

Нескольких десятков для такой страны, как наша, вовсе недостаточно.  На мой взгляд, Беларусь готова к рывку вперёд. Она была готова уже давно. В нашей стране есть много интересных и прибыльных бизнесов, которые  прошли огонь, воду и не один финансовый кризис, тем самым доказав себе и другим игрокам, что белорусский бизнес адаптивен и к решению таких проблем подходит достаточно креативно. 

Только вот использовать франчайзинг в качестве инструмента  по быстрому масштабированию бизнеса – «Нет, спасибо. Мы лучше сами как-нибудь».  Тогда придётся тратить свои активы, брать кредиты, исследовать рынок и анализировать ситуацию в регионе. С франчайзингом все гораздо проще – вы получаете партнера, который горит идеей, который знает регион и рынок, у которого достаточно активов, чтобы представить ваш бренд, защищать и развивать интересы компании.

Уже давно пора разобраться, почему представители бизнес кругов до сих пор  так подозрительно относятся к франчайзингу.

Исходя из личного опыта, могу отметить три направления, в которых должны произойти системные улучшения, прежде чем этим инструментом начнут пользоваться в Беларуси.

Прежде всего, повышение культуры высшего менеджмента. Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда собственник открывал компанию без чётко разработанной стратегии, с бизнес планом, расписанным на колене, без анализа рынка, без анализа продукта и детально проработанных рисков и систем реагирования на эти риски. В результате бюджет проеден, оперативные затраты всё растут, происходит рефинансирование с других источников, «а воз и нынче там». И через полтора года - закрытие, банкротство, выплаты долгов кредиторам.  Это и мешает увидеть многие плюсы франчайзинга: собственники настолько поглощены «управлением» компанией, что на стратегию не остаётся времени: «Нам бы свой рынок не потерять. Конкуренты появляются, как грибы после дождя.  До франшизы ещё не доросли».  

Второй момент – отсутствие узконаправленных финансовых и консультационных инструментов, которые бы позволяли франчайзерам и франчайзи развивать свой бизнес. На рынке достаточно финансовых продуктов, кредитов  с привлекательными ставками и уникальными условиями. Но нет инструментов, которые бы помогали решать проблемы, с которыми сталкиваются начинающие бизнесмены, покупающие уже давно проверенный и известный бренд, бизнес модель которого прошла свой период становления и стала прибыльной.  Либо проблемы, с которыми борется начинающий франчайзер, который решил масштабировать свой бизнес и которому не хватает финансового импульса для запуска мощной маркетинговой стратегии. 

Речь идёт об узкоспециализированных инструментах, и не только финансовых, которые бы помогли белорусским бизнесменам почувствовать поддержку на всем пути развития своих компаний, будь то выход на новые рынки либо покупка успешной франшизы.  Здесь есть чему поучиться у зарубежных финансовых институтов, которые предоставляют комплексную финансовую и консультационную поддержку представителям бизнеса, развивающегося по франчайзингу, сопровождая их до статуса международных.

И последнее, что хотелось бы отметить, это отсутствие крупных  тематических  мероприятий и выставок, направленных на привлечение внимания к местным и международным компаниям, развивающимся по франчайзингу.  Я говорю о таких выставках, как, к примеру, International Franchise Expo в Нью Йорке, ставшей ежегодной и объединяющей под своей крышей более 400 всемирно известных брендов. На такого рода мероприятиях можно не только познакомиться с основателями брендов, но и увидеть награждения лучших франчайзи года, пообщаться с ними и задать интересующие вопросы. 

Помимо всего, в рамках выставок всегда проходят мастер-классы и даже целые школы для тех, кто хочет или только намеревается связать свой бизнес с франчайзингом. Хорошим примером также может послужить BUYBRANDExpo в Москве, которая уже отпраздновала свое 15-летие в 2017 году. Продолжительность этой выставки всего три дня, но за эти три дня в ней принимают участие до 230 брендов из 24 стран мира.

Подводя итог, хотелось бы отметить постоянный рост спроса на франшизы и не только в столице, но и в регионах Беларуси.  Во многих сферах, будь то услуги для населения, HoReCa, либо производство товаров, наблюдаются свободные ниши, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что рынок нашей страны ощущает дефицит франчайзинга. 

В следствие мы наблюдаем открытие очередных кофеен, ресторанов, барбершопов, магазинов «всё по одной цене», дизайнерских бутиков и так далее. И поэтому именно сейчас, на фоне роста интереса к франчайзингу, Беларуси так необходимы улучшения, благодаря которым наши предприниматели смогли бы, не задумываясь, избрать франчайзинг основным вектором развития, зная, что рядом с ними на всём пути будут рука об руку идти квалифицированные консультанты, финансовые и государственные  институты.

Эксперт статьи
Дмитрий Цалко

Дмитрий Цалко

Аккредитованный консультант ЕБРР

Задать вопрос

Компетенции

Инвестиции
Загрузка комментариев...