Транспорт в «Умном городе» - рай на дорогах или утопия будущего?

Мы с вами живем в невероятном мире – мире, где дом можно напечатать, позвонить родным из любой точки мира, а пылесосы могут быть умными. Это мир, о котором наши родители читали в фантастических книгах своей молодости. Да, уже никого не удивишь умным чайником, умные браслеты помогают нам следить за здоровьем, а умные телефоны становятся бессменными друзьями.

Но одно дело умные устройства, которые просто выполняют определенные функции, а другое – целый Умный город, в котором живут самые обычные люди.

Фразу «Умный город» хоть раз в жизни слышали практически все, но все ли понимают ее смысл? Проведенный ранее опрос показал интересные результаты: «Умный город» — это город, в котором живут умные люди!», или же: «Умный город там, где люди заботятся друг о друге и соблюдают законы. А законы все правильные. И вообще это место, где жить хорошо».

Со всеми этими утверждениями сложно не согласиться, но все-таки Умный город – это нечто намного большее.

В первую очередь «Умный город» – это концепция. Она нужна для повышения качества жизни людей с помощью использования новых технологий (в основном, информационно-телекоммуникационных). Но лично мне больше нравится думать об этом явлении, как о цифровой трансформации жизни, как о направлении развития человеческого общества. Мне кажется, что слово «смарт» стоит переводить не только как «умный, интеллектуальный», но и как «сообразительный, находчивый, ловкий, удобный, изящный».

В качестве главной задачи проекта «Умного город» я бы выделил решение проблемы неэффективности, которая, по сути, присутствует во всех сферах нашей жизни.

Начнем с самой заметной части, без которой не обходится жизнь ни одного человека – транспорт. В последние годы количество автомобилей и водителей постоянно растет. Конечно, особенно это заметно в таких мегаполисах, как Москва, Пекин, Бангкок и многих других, где пробки уже стали неотъемлемой частью жизни людей. Но даже в Минске такая проблема становится все более заметной. Нам теперь кажется странным, если в семье нет машины. А ведь у некоторых семей их две, три, четыре. Но количество дорог намного меньше, чем количество транспортных средств и водителей, к тому же, у водителей разный опыт вождения, да и сами транспортные средства являются несовершенными. Таким образом, работа по управлению дорожным транспортом становится все сложнее и напряженнее.

Концепция «Умный город» предлагает создать интеллектуальную транспортную систему, в которую входит видеонаблюдение за дорожным движением, интеллектуальная проверка транспортных средств (контрольно-пропускной пункт), получение доказательств превышения допустимой скорости, проезда на красный свет и многое другое. Эта система в любых погодных условиях автоматически контролирует не только местные, но и транзитные автомобили, измеряет их скорость, делает снимки, распознаёт номерные знаки, мониторит, исследует и выявляет украденные и ограбленные транспортные средства. Благодаря дорожному наблюдению в режиме реального времени, сетевому мониторингу, автоматическому оповещению, быстрому ответу на запросы и обмену информацией, система может уменьшить число аварий и сохранить дороги незагруженными.

Чтобы понимать преимущества «Умного города», приведем простой пример – с помощью этой системы мы сможем регулировать работу светофоров. Часто бывает так, что в каком месте пробка, и чтобы её устранить, нужно просто продлить работу светофора на 5-6 секунд. В настоящее время светофоры управляются в ручном режиме, а Интеллектуальная транспортная система (ИТС) позволит делать это автоматически. А теперь представьте, что если мы таким образом сэкономим для каждого работающего человека хотя бы десять минут в день на дорогу дом-работа-дом, то в целом мы сэкономим от шести до десяти миллионов человеко-часов!

Давайте приведем другой пример, знакомый всем автомобилистам – парковка. Когда наш город строился, архитекторы не предполагали, что всего через десяток-другой лет практически у каждого человека будет автомобиль. И если с дорогами мы проблему в целом решили, то с парковкой вопрос стоит особенно остро – будь то парковка около дома, возле работы или же просто в центре в выходной день. Проблему можно и нужно решать, и для этого нет необходимости «изобретать велосипед» – с ней в еще более остром виде столкнулись крупные мегаполисы, особенно те, которые очень быстро развиваются. Во-первых, можно строить паркинги. Сейчас в этом направлении движется и наш город, и ситуация гораздо лучше, чем буквально пять лет назад. Но ведь можно не только строить новое, но и эффективно использовать уже имеющееся пространство. Я говорю о парковке в самом городе. Концепция «Умный город» предусматривает создание умных парковок, которые позволяют получать оперативную информацию о свободных и занятых местах и направлять транспортные средства на ближайшие свободные парковочные места, используя специальную информационную платформу. Например, вы хотите поехать в город и встретиться с друзьями в кафе. Вы знаете точный адрес, сколько времени уйдет на дорогу и как долго обычно длятся такие посиделки. Вы можете открыть приложение в своем смартфоне и в режиме реального времени увидеть все свободные места, которые есть возле этого кафе. В вашем умном телефоне вы видите, какое место свободно, какое скоро освободится, вы бронируете нужное вам место онлайн, указываете предполагаемое время прибытия, примерное время выезда и с помощью этого же приложения оплачиваете парковку. Вся операция у вас займет 2-3 минуты. А теперь представьте, сколько времени вы обычно тратите на поиск парковки в центре города. Таким образом, мы опять можем сэкономить для каждого водителя по 10 мин в день, и в целом мы опять же сэкономим 5,5 млн *10 мин /6~10 млн человека-часов.

На сегодняшний день данное решение уже успешно запущено в Шэньчжэне и Нанкине, а также готовится к внедрению во многих других крупных городах Китая. Согласно статистике, время, затраченное водителями на поиск парковки, уменьшилось на 43%.

Тем не менее, существует несколько проблем, по причине которых в нашей жизни по-прежнему нет невероятных умных светофоров, а пробки все еще являются неотъемлемой ее частью. Во-первых, это образ мышления людей. Интеллектуальная транспортная система не решает проблему, она помогает её решить. При наличии должного финансирования внедрить оборудование достаточно легко, однако, оборудование — это далеко не все. Нужно также обучить специалистов, способных управлять этим оборудованием, оплачивать их труд, осуществлять техническую поддержку и многое другое. Возможно, для реализации таких проектов необходимо совместное решение общества, производителя и инвестора, ведь конечный результат выгоден для всех – сделать нашу жизнь удобнее и лучше.

Эксперт статьи
Семён Дирко

Семён Дирко

Заместитель директора ИООО «ЗТЕ» по коммерческим вопросам

Задать вопрос

Компетенции

Телекоммуникации
Загрузка комментариев...