Зачем белорусские банки помогают Apple и Samsung

Возможно, у кого-то складывается ощущение, что на границе Беларуси стоят мировые платежные системы, платёжные интеграторов и платежные сервисы и нервно ежеминутно сверяют номерки в очереди?

А в это время белорусский бизнес привередливо осматривает «очередников» и снисходительно решает, кого пускать в наш уютный платежный мирок, а кого нет. Господа, ситуация диаметрально противоположная. Беларусь, это вовсе не яркая звезда на полночном платежном небе, а всего лишь одна из большого количества звёздочек на мировом небосклоне. Такие платежные интеграторы как ApplePay, SamsungPay и AndroidPay – это лидеры рынка, они сейчас диктуют свои условия вхождения в их экосистему не только и не столько отдельных банков, сколько целых стран. 15 ноября 2017 года к нам в страну, благодаря международной платежной системе MasterCard пришёл SamsungPay. Мы пятая страна в Европе, в которой данный сервис реализован. И это результат транзакционной активности белорусов, результат титанических усилий по безнализации страны и, безусловно, в том числе и заслуга не только банков нашей страны, которые показали высокий уровень технологической готовности к реализации такого рода проектов в сравнительно сжатые сроки, но и MasterCard. ApplePay и AndroidPay пока не рассматривают Беларусь как стратегическое направления по расширению своих активностей. Поэтому кто к кому идёт на встречу – это вопрос риторический.

Для банковского бизнеса приход на наш рынок таких платежных сервисов – это в первую очередь возможность удовлетворить запросы своих клиентов. Клиенты очень активно интересуются когда же наконец мы сможем “платить мобильными телефонами” так же как в других странах, в первую очередь в России. Мы ИТ-страна, а таких сервисов у нас нет. Поэтому, повторюсь, приход рассматриваемых сервисов в Беларусь это признание наших успехов на поприще построения безналичного общества, результат еще формируемой, но уже существующей, привычки платить безналичным путём и, значит, генерировать растущие транзакционные потоки. Конечно нельзя не обратить внимание и на то, что реализация таких высокого технологичных проектов повышает компетенции белорусских участников проектов.

У нас в стране есть своя собственная платежная система БЕЛКАРТ, которая, в принципе удовлетворяет базовые потребности основной массы населения (снятие наличных, платежи в торговле). Но не инноваторов.

Есть ли у нас потенция создать собственную платежную системы а-ля Samsung Pay? Безусловно, есть. Можно ли ее будет масштабировать за пределы Беларуси? Сильно сомневаюсь. Особенности нашей страны – это крайне небольшой рынок, особенно для инновационных технологий. Нам сложно развивать массовые инновационные технологии, так как нам недостаточно масштаба. Однако это не значит, что у нас нет возможности создать такую систему – важен чёткий и понятный кейс, качественный продукт и понятная целевая аудитория. При этом все три вышеуказанных критерия очень органично ложатся на партнёрство с международным высокотехнологичным брендом.

Эксперт статьи
Загрузка комментариев...