Закрываем год: Памятка для главного бухгалтера

Конец отчетного года самый сложный и напряженный в работе бухгалтерии. Вычищаем бухучет, готовимся к составлению годового баланса, изучаем нововведения в законодательстве и планируем налоговую нагрузку на будущий год, проводим инвентаризацию, сверяемся с контрагентами и много-много другой работы.

Как все сделать вовремя и без ошибок, что надо делать в первоочередном порядке и при этом успеть все. Поговорим об этом.

1.      Анализ и корректировка применяемой системы налогообложения.

По моему глубокому убеждению, строить планы на будущий год надо с анализа прошедшего периода и планов на будущий год. Если ваши обороты уменьшились, если вы изменили вид деятельности, если происходят другие процессы, которые повлекут изменение налоговой нагрузки, то надо изменить и применяемую налоговую систему.

2.      Провести инвентаризацию имущества и обязательств.

Напомню, проведение данной процедуры обязательно для всех организаций перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности»). Самое главное в этой ситуации – исключить формальный подход. На практике такое часто бывает, нарисовали «бумажки», подписали и подшили. А так нельзя. Инвентаризация – мощный инструмент внутреннего контроля. Посредством инвентаризации выявляются недостачи, излишки, факты хищения. Инвентаризация дает возможность выявить ошибки в расчетах с контрагентами, а по результатам таких ошибок - недостоверные данные в бухучете и при расчете налогов.

3.      Проверить наличие всех первичных учетных документов.

Текущая работа бухгалтерии всегда связана с большим объемом документооборота. Как правило, редкие документы попадают в бухгалтерию вовремя. Конец года – самое время проверить их наличие и истребовать у должностных лиц, их составивших недостающие документы.

4.      Установить лимит кассы.

Для организаций, которые имеют постоянные поступления наличных денег, установлено правило - они самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи денег и сообщают об этом обслуживающему банку.

5.      Внести изменения в учетную политику.

На практике изменения в учетную политику вносятся только в лучшем случае концу марта нового отчетного периода. Следуя правилам бухучета, делать такие изменения надо в конце года на будущий период, ведь уже с 1 января надо следовать принятым правилам.

6.      Сверить расчеты с налоговой, таможней и ФСЗН.

Чтобы не нарваться на проблемы, многие бухгалтера зачастую практикую такой подход – лучше налогов переплатить, чем не доплатить. Безусловно, есть в нем разумное зерно, ведь если даже на копейку расчет не сошелся с данными налоговой (таможни, ФСЗН), заблокируют счет. Но деньги считать надо, особенно переплаченные.

P.S. И, не забудьте подать уточненные декларации, если найденные ошибки привели к занижению налоговой базы.

А если остались вопросы, можно обратиться за помощью в Консультационный центр аудиторской компании ООО «БелАудитАльянс» - www.belaudit.by.


Загрузка комментариев...