Конфискацию имущества в Беларуси будут проводить по-новому

sud.jpgЗаконопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь», представленный министром юстиции Олегом Слижевским, одобрен Советом Республики Национального собрания.

Говоря о нововведениях, он более подробно рассказал о той части законопроекта, в которую были включены предложения Генпрокуратуры, направленные на обеспечение в национальном законодательстве международных стандартов и обеспечение его соответствия резолюциям Совета Безопасности ООН, а также на совершенствование норм, с помощью которых будет урегулирован порядок специальной конфискации имущества.

В частности, законопроект вносит дополнение в ст.61 ч.7 Уголовного кодекса, закрепляющей взыскание с осужденного стоимостного эквивалента имущества, подлежащего специальной конфискации, в случае его утраты, уничтожения, израсходования, реализации и по иным причинам. Размер денежной суммы, подлежащей взысканию, будет определяться судом на день вынесения решения. Также ст.132 было предложено изложить в новой редакции, закрепив в том числе, что наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, вкладах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, на электронные деньги, будет осуществляться с санкции прокурора либо председателя Следственного комитета, Комитета государственной безопасности либо по постановлению суда.

Согласно представленному документу, будет предусмотрена и возможность наложения ареста на имущество, которое находится в собственности других лиц, для проверки его фактической принадлежности или источников происхождения, а также, если есть достаточные основания полагать, что имущество было отчуждено подозреваемым (обвиняемым) в целях сокрытия принадлежности, или источников происхождения имущества, либо для финансирования террористической деятельности. Арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, налагается на время предварительного расследования или судебного разбирательства.

Проект закона содержит и предложение об определении минимальных размеров денежных средств, которые могут быть освобождены от ареста по ходатайству подозреваемого либо обвиняемого, иной определенной законопроектом категории лиц, на имущество которых наложен арест, в случае отсутствия иных законных источников дохода для соблюдения права на обеспечение жизнедеятельности их и членов их семей.

Одна из глав законопроекта, направленная на реализацию заключения Конституционного суда от 12 июня 2014 года, касается норм, позволявших органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве обвиняемого, отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить предварительное расследование или производство без согласия его близких родственников. Для того, чтобы устранить противоречия было предложено установить, что не допускается отказ в возбуждении уголовного дела, а также в прекращении производства по уголовному делу в отношении умершего, если близкие родственники и члены семьи возражают против этого. Проектом закона также предложено закрепить правовой статус этих лиц в качестве представителей умершего подозреваемого (обвиняемого) и регламентировать их права и обязанности.

Комментируя последние предложения, председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Алла Бодак отмечает, что «данный законопроект в развитие решений Конституционного суда вводит совершенно новый институт в наше уголовно-процессуальное законодательство, который предусматривает возможность реабилитации умершего подозреваемого или обвиняемого, либо лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого». Она подчеркнула, что это соответствует нашему конституционному принципу и международным правовым стандартам, устанавливающим презумпцию невиновности.



Загрузка комментариев...