Эксперт: «Скоро в интернет-магазинах появится «подписка» на товары…»

Новый виток эволюции интернет-торговли может стать причиной появления подписной модели продажи товаров в интернете. В США компания Apple уже предлагает фактически «подписаться» на новый iPhone и каждый год менять устаревшую модель на новую. Не исключено, что по аналогичной схеме можно будет скоро массово покупать автомобили, стиральные машины и другую технику. О том, что ждет ритейл в будущем рассказал управляющий партнёр DIS Group Александр Тарасов.

Возможна ли полная цифровая трансформация ритейла? Можно ли представить сегодня мир без офлайновых точек торговли?

На мой взгляд, полная цифровая трансформация ритейла – дело времени. Кроме того, я уверен, что совсем скоро розничными продажами будут заниматься сами производители. И это касается не только товаров повседневного спроса, но и добывающей промышленности, энергетики, металлургии и других областей. Движение в эту сторону прослеживается уже сейчас. В России несколько крупных металлургических компаний в этом году устроили рекламные акции к чёрной пятнице на своих торговых площадках.

Скорее всего, торговля будет осуществляться на маркет-плейсах, где будут представлены несколько производителей.

Игроки традиционного розничного рынка будут двигаться в сторону логистического бизнеса. Развитая логистическая сеть и инфраструктура (складские помещения и прочее) останется их главным преимуществом.

Какие товары или группы товаров могут полностью перейти в цифровую торговлю?

На мой взгляд, большинство категорий товаров уже совсем скоро будут продаваться только онлайн. Оффлайн-магазины с возможность пощупать и понюхать товар превратятся в элитарные бутики.

Исключением станут свежие и суперсвежие продукты (например, свежевыпеченный хлеб).

Можно ли представить развитие подписной модели на определенные товары? Например, как с покупкой iPhone, когда Apple каждый год по подписке меняет старый девайс на новый?

Многие рынки сейчас пресыщены. Если компания хочет развиваться, ей нужно искать новые пути продажи своей продукции. Подписка на товары – прекрасная возможность решить эту проблему.

В ближайшие десять-пятнадцать лет мир практически полностью перейдёт на модель подписки, как у Apple. Компании будут стремиться к тому, чтобы производить ограниченное количество линеек одного и того же продукта. Не будет десятков моделей телефона в одном бренде, разрабатывать и продвигать их необоснованно дорого.

Подписка – не что-то новое, она давно успешно существует во многих индустриях (пример этому – абонементы в театр или в спортивный зал). Распространение этого формата стимулирует цифровая трансформация. Уже сейчас мы можем видеть успешные примеры реализации подписки, например, в России клиенты могут пользоваться по ней полноприводными кроссоверами Volvo XC60.

Какие технические изменения в сфере интернет-торговли можно спрогнозировать? Или технологии уже устоялись и дальше развития нет?

Большое будущее для торговли онлайн – у технологий, которые помогают лучше понимать клиента, анализировать информацию о нём и предсказывать его поведение. Среди них – Big Data, искусственный интеллект, машинное обучение, Business Intelligence, технологии управления данными. Среди технологий управления данными особую роль будут играть MDM-системы для клиентских данных (Customer360) и данных о товарах (Product360). Первые обеспечат максимальную персонификацию предложения, вторые – омниканальность коммуникации с клиентом.

MDM-системы создают единые «золотые» записи для каждого объекта (клиент или товар) с унифицированными данными, которые редко меняются (не транзакционные данные). Во многих странах такие решения очень широко применяются. С помощью такой системы PUMA повысила конверсию в своём онлайн-магазине на 20%, сеть супермаркетов Coop Alleanza 3.0 значительно улучшила клиентский опыт.

Ещё одно направление технологий, которые играют большую роль для онлайн-ритейла – сервисы-посредники для эффективной коммуникации между машиной и человеком (чат-боты, голосовые помощники). В будущем всем игрокам розничной онлайн-торговли придётся перейти от SEO к AEO (оптимизация под поисковые запросы голосом). Значительно разовьётся голосовая биометрия: голосовые помощники смогут самостоятельно идентифицировать клиентов. Это позволит персонализировать общение виртуального ассистента и человека.

Ещё одна технология, которая будет определять будущее – интернет вещей. Благодаря ему стиральная машинка сама будет заказывать доставку стирального порошка, когда тот закончится.

Имеет ли смысл е-коммерс компаниям вкладывать деньги в VR, сможет ли эта технология закрыть потребность покупателей в личной оценке товара?

Я бы не стал отдельно выделять технологию VR в комплексе технологий для современного ритейла. На мой взгляд, персонализация предложения и технологии для неё гораздо более приоритетны.

Возможно, когда большее распространение получат девайсы для дополненной реальности (очки, например), технология приобретёт большее значение.

Загрузка комментариев...