Через 9 лет на тысячу белорусов будет приходиться один электромобиль. Такие данные озвучены в государственной программе по развитию зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Республике Беларусь.
Предполагается, что к 2025 году число эксплуатируемых в стране электромобилей по оптимистичному сценарию составит «32,70 тыс. шт. (в том числе 30,82 тыс. шт. легковых электромобилей и 1,88 тыс. шт. электробусов)».
При этом сейчас в Беларуси зарегистрировано 3,4 млн автомобилей, в т. ч. 2,95 млн легковых, 0,4 млн грузовых и 0,05 млн автобусов. На конец 2015 года число электромобилей в Беларуси составляло 27 штук или 0,001% от общего количества. Так, например, в Витебской области электрического транспорта на конец 2016 года зарегистрировано 6 экземпляров.
«Для нужд автопарка Беларуси в 2014 году израсходовано 3 636 тыс. т нефтепродуктов, в т. ч. 2 547 тыс. т дизельного топлива и 1 089 тыс. т. бензина, и 166 тыс. т сжиженных углеводородных газов», – отмечается в документе.
Авторы документа провели анализ развития международного рынка сбыта электрического транспорта. Среди лидеров – Норвегия, США и Гонконг.
Норвегия – 23,22% (14,49%),
Нидерланды – 5,94% (4,58%),
США, штат Калифорния – 2,8% (3,2%),
Гонконг – 2,58% (0,46%),
Швеция – 2,16% (1,52%),
Исландия – 2,04% (2,71%),
Швейцария – 1,42% (0,75%),
Дания – 1,24% (0,88%),
Франция – 1,19% (0,91%),
Великобритания – 1,01% (0,56%).
«Для прогрессивного развития электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры необходимо развитие белорусских стандартов в четырех направлениях: конструкции электромобилей; системы энергоснабжения; средства подзарядки; безопасность и экология; пользовательская информация», – резюмируют авторы программы.
Проект «Слово делу» побывал на заводе «Витязь», который ведет разработку белорусской системы зарядных станций для автомобилей в рамках государственной программы.
Разработчикам удалось сделать несколько рабочих прототипов и программную платформу, которая в будущем позволит развернуть в республике эффективную сеть для заправки электрокаров. Сейчас платформа и зарядные станции проходят тестирование, а на заводе готовятся к их серийному производству. Ожидается, что завод станет поставщиком зарядных станций не только для республики, но и Европейского союза. По словам представителей предприятия, разработкой уже заинтересовались инвесторы из Литвы и Латвии.