Как заработать в виртуальной реальности

Виртуальную и дополненную реальность сегодня сложно ассоциировать с бизнесом. Для многих очки, маски и специальные костюмы – это атрибут индустрии развлечений. Однако, в виртуальном мире не только можно заработать, но и создать по другую сторону экрана настоящую бизнес-империю. Об этом «Слово делу» рассказал президент компании VR/AR-разработчика Modum Lab, Дмитрий Кириллов.

Зачем виртуальная реальность бизнесу? Если с дополненной реальности еще можно выжать деньги маркетинг), то из виртуальной – сложно представить. Какая технология лучше, больше приносит прибыли?

VR используется не только в развлекательных целях, но и активно применяется для увеличения показателей эффективности в бизнесе, медицине, банковском секторе, образовании, промышленности. Иммерсивные технологии позволяют бизнесу подготовить персонал к нештатным ситуациям, оптимизировать ряд производственных процессов, масштабировать, ускорить и унифицировать корпоративное обучение и тренировки, помочь сотрудникам разобраться со сложным оборудованием, а также наладить внутреннюю и внешнюю коммуникацию в компании.

Действительно, технологии дополненной реальности (AR) в бизнесе встречаются чаще - их используют в маркетинге и пытаются использовать в сложных технологических процессах. Вокруг технологии сейчас больше шума, поэтому создается впечатление что с ней все понятно, и она уже завоевала рынок. Часто встречаются нашумевшие wow-проекты, которые получили хорошее медийное освещение. При этом VR-технология активно внедряется и используется в крупном бизнесе, образовании, медицине и все больше становится привычным инструментом с понятной и доказанной ценностью.

VR и AR-форматы используются для разных целей бизнеса и сравнивать их в одной плоскости, говорить о том, какая технология лучше было бы неверно. AR дополняет реальное пространство виртуальным слоем. VR же - это решения, которые полностью переносят человека в иммерсивную среду, воздействуя на его чувства, эмоции и поведение. У каждой технологии свои преимущества и особенности и они обе находят применение в бизнес-процессах крупных компаний.

Например, технологии дополненной реальности успешно применяются в промышленности. За счёт дополнения пространства виртуальным слоем сотрудники предприятий могут при помощи приложения и смартфона упрощать и ускорять сборку или ремонт оборудования, изучать сложные процессы и регламенты в компании, прокладывать маршруты. Взаимодействие с оборудованием или техникой с AR-технологиями напоминает сборку конструктора, когда от сотрудника потребуется лишь взять необходимый инструмент, соединить детали и, согласно подсказкам на дисплее устройства, поместить их в нужное место.

Внедрение VR-технологий также направлено на решение прикладных задач, например, на тренировку персонала: это может быть работа со сложным оборудованием или тренировка коммуникативных навыков.

В банковском секторе виртуальная реальность используется для отработки определенных коммуникационных навыков, которые необходимы сотрудникам при общении с клиентом, в маркетинговых целях, в клиентском сервисе, а также для сбора и обработки обратной связи. Один из таких проектов мы сделали для развития навыка эмпатии у работников Сбербанка. При помощи технологий обучаемый может почувствовать себя человеком с ограниченными возможностями или пожилым человеком. Переживая такой опыт, специалист понимает, с какими сложностями сталкивается эта категория граждан, например, при обычной процедуре оплаты счетов. После прохождения симуляции у человека появляется представление о проблемах, с которыми сталкивается особенная категория граждан, что позволяет лучше понять клиента.

Видео, о том как развивают эмпатию сотрудники Сбербанка:

Преимущества VR еще и в том, что знания, которые раньше можно было получить только в виде теории, теперь можно практиковать, исключая финансовые риски, опасность для здоровья. Обучение “упакованное” в цифровой формат масштабируется на неограниченное число сотрудников и позволяет унифицировать их тренировку и тестирование. При обучении в VR у человека создаются ассоциативные связи между теорией и практикой: пользователь усваивает новые знания и тут же получает возможность применить их в виртуальном пространстве. Из-за возможности воссоздать сложные процессы и наглядно показать их работу VR часто используется в промышленности. Например, виртуальные тренажеры обучают новых сотрудников компании регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без рисков для жизни, вероятности поломки или вреда для экологии. 

Заинтересован ли бизнес в новых реальностях, в каких областях применяют наиболее успешно?

Знакомство с VR у крупного бизнеса началось несколько лет назад с экспериментов: компании видели перспективы, но всё ещё присматривались к технологии, учились направлять её в нужное русло совместно с разработчиками. На отечественном рынке “пионерами” в сфере внедрения проектов виртуальной реальности в корпоративное обучение и маркетинг стали успешные и прогрессивные компании, имеющие финансовую возможность экспериментировать - Газпром нефть, СИБУР, Cбербанк, BIOCAD. Благодаря их результатам интерес к иммерсивным технологиям появился и у других. Сейчас доверие со стороны бизнеса к технологиям продолжает расти, компании видят в них инструмент, направленный на решение конкретных задач с рассчитываемой экономической эффективностью. Всё чаще бизнес ставит цель внедрить осмысленные и ориентированные на результат VR-проекты. При этом экономическая эффективность может исчисляться экономией времени, продолжительностью срока работы оборудования, уменьшением числа травматизма на производствах или бОльшим количеством сотрудников, которых удалось обучить.

Например, один из наших клиентов - биотехнологическая компания BIOCAD сократила сроки подготовки стажёров более, чем в три раза. По словам руководителя направления развития персонала компании, Татьяны Тангишевой, до внедрения VR стажёры учились примерно 3 месяца с хорошими наставниками, в цеху, лаборатории. К основным операциям могли быть допущены только после завершения трёхмесячной стажировки. А это — три месяца фонда оплаты труда, 3 месяца оплачиваемой работы наставника. Аттестация – это, опять же, время и финансовые затраты компании. Оптимизировать эти процессы и закрепить знания также помогает VR. 

Видео о том, как сотрудники компании BIOCAD учатся работать со сложным и опасным оборудованием - биоректором.

 

Сегодня большие перспективы мы видим в развитии направления промышленной безопасности, ведь учения не смогут воссоздать чрезвычайную ситуацию так правдоподобно, как позволяет сделать это VR. В рамках инструктажей в виртуальной реальности сотрудники компаний не только получают понятную и наглядную информацию по теме, но и могут проделать все необходимые для ликвидации или предотвращения аварии действия своими руками. А стресс пользователя и ощущение реальности происходящего позволяют максимально приблизить ситуацию к реальной жизни и лучше подготовить специалиста.

Кроме того, VR мотивирует сотрудника к выполнению работы по регламенту из-за возможности правдоподобно продемонстрировать последствия невыполнения правил, будь то взрыв, обрушение конструкций или поломка оборудования. Для промышленных компаний несоблюдение сотрудниками регламента может привести к огромным финансовым потерям.

Инструктаж по действиям в ЧС VR


Большой интерес к технологии также проявляет строительство. Например, буквально в этом месяце мы представили крупный проект “Ипотека в VR” для компании ВТБ, который интересен как самому банку, так и строительной отрасли и даже служит связующим звеном между ними. В виртуальной реальности воссозданы квартиры в более чем ста разных жилых комплексах России, по которым клиент банка может прогуляться перед тем, как взять ипотеку. Проект одновременно является маркетинговым, упрощает подход к принятию решения о взятии ипотеки, укрепляет эмоциональную связь покупателя с еще непостроенной квартирой и служит проводником к сотрудничеству между строительными компаниями, девелоперами и банком.


Бизнес еще недавно боялся чат ботов, насколько осторожно он относится к новым технологиям?

VR-достаточно новая технология, но она очень активно развивается и совершенствуется. Умные чат-боты в VR - это формат, который позволяет значительно разнообразить и усовершенствовать тренинги в VR, маркетинг, коммуникацию компаний с клиентами. Создать умного бота, который осмысленно отвечает на вопросы всё ещё достаточно сложно, но в этой области за последнее время разработчики достигли больших успехов. Уже сейчас компании доверяют своих VIP-клиентам виртуальным ботам и успешно тренируют сотрудников навыкам взаимодействия с клиентами, обучают приёмам продаж. Тренировки с чат-ботами для госслужащих, например, даже начинает внедрять в правительстве Москвы.

Пример диалоговых симуляций.

 

Конечно, пока что виртуальные боты не способны в полной мере выполнять роль реальных менеджеров или консультантов, но работы по совершенствованию технологии активно ведутся. На данный момент внедрение таких технологий - отличный способ дополнить корпоративное обучение или клиентский сервис.

Раньше писатель Лукьяненко описал Диптаун – виртуальный город с представительствами крупных компаний, ресторанами и казино? Такое реализовать возможно?

Технически это возможно уже сейчас, остаются нерешенными вопросы полного погружения, когда человек будет не только видеть и слышать, но и осязать предметы, слышать запахи. Но и в этой области работы активно ведутся, есть достаточно прорывные проекты. Например, наши партнеры, компания TeslaSuit разрабатывают костюм с тактильной обратной связью. Технология позволяет достаточно правдоподобно ощущать предметы и явления виртуальной среды - прикосновения, взрывную волну, дождь, тепло и холод.

Верите ли вы в чистый бизнес на основе вирутальной реальности? Знаю, что банки очень заинтересованы в этом. Можно ли, например, банки сделать полностью вирутальными?

Банки - одни из тех клиентов, которые внедряют VR наиболее активно и перспективы здесь огромны. Корпоративное обучение, маркетинг, обслуживание клиентов, виртуальные голосования или составление личного портфеля инвестиций для клиента - это лишь некоторые из наших реализованных проектов, которые уже работают. Если технология в будущем будет развиваться столь же активно и массово выйдет на B2C, вполне возможно, что банковские сервисы которые сейчас требуют посещения отделения, могут полностью “уйти” в виртуальную реальность.

Например, в июне этого года банк ВТБ провёл голосование акционеров полностью в виртуальной реальности.


Кроме того, в целях повышения финансовой грамотности клиентов банк внедрил VR-симуляцию, в рамках которой пользователь узнаёт о преимуществах инвестирования и получает личные рекомендации, составленные автоматически.

 

Уйдут ли преступления и мошенничества в виртуальную реальность? Изменится ли преступность, какой она может стать?

С расширением сфер нашей жизни и внедрением новых технологий обычно появляются и люди, которые находят уязвимые места в разработках ради наживы. Так было и с интернетом, и с мобильными банками и с банковскими картами. Пока что VR не вышла на массовый рынок и является b2b продуктом, не считая игр, поэтому о мошенничестве говорить ещё рано.

Через сколько лет ВР станет технологией для всех? Пока эксперты говорят, что все решения сырые, а людей укачивает в шлемах?

Основные проблемы для выхода технологии на B2C - это молодость технологии, подготовленность команд разрабатывающих контент и дороговизна оборудования. При этом в прошлом году уже появились отличные VR-шлемы для широкого потребителя, стоимость которых начинается от 200 долларов США. Снижается и стоимость контента. Кроме того, больше информации о возможностях технологии появляется в открытых источниках - люди узнают о виртуальной реальности и видят в ней перспективы, им нравится в VR не только играть, но и учиться, общаться. Все эти факторы способствуют росту привлекательности технологии. Например, уже сейчас мы постепенно выходим на B2C-рынок с решениями для детского образования.

Укачивание в шлемах виртуальной реальности - стереотип, с которым мы активно боремся. Современные разработчики научились учитывать особенности восприятия VR. На укачивание в VR в больше степени влияет качество разработки контента и сегодня мы можем создать комфортную для пользователя иммерсивную среду без укачивания или других неприятных ощущений. 

Что победит виртуальная или дополненная реальность? От чего зависит победа?

Как ранее уже отмечали, технологии не конкурируют друг с другом. И в AR и в VR бизнес, образование и разработчики видят огромные перспективы. Технологии прекрасно дополняют друг друга, выполняют разные функции и решают разные задачи.

Загрузка комментариев...