В Беларуси появилась дополненная реальность, зачем ее создают?

В Беларуси начались работы по созданию очередного параллельного мира - дополненной реальности. Об этом сегодня сообщил хостинг-провайдер HostFly.by. Белорусы очень скоро смогут разглядеть на привычных улицах и фасадах зданий невидимые для глаза цифровые метки. Заглянуть в новую реальность можно будет с любого подходящего смартфона от Google или Apple. Но в будущем, появятся доступные очки, с ними два параллельных мира сольются в один. Мы поговорили с руководителем итальянского стартапа Augmented.City Екатериной Уфнаровской о будущем дополненной реальности во всем мире.


В Беларуси начались работы по созданию очередного параллельного мира - дополненной реальности. Об этом сегодня сообщил хостинг-провайдер HostFly.by. Белорусы очень скоро смогут разглядеть на привычных улицах и фасадах зданий невидимые для глаза цифровые метки. Заглянуть в новую реальность можно будет с любого подходящего смартфона от Google или Apple. Но в будущем, появятся доступные очки, с ними два параллельных мира сольются в один. Мы поговорили с руководителем итальянского стартапа Augmented.City Екатериной Уфнаровской о будущем дополненной реальности во всем мире.

В чем причина небольшой популярности дополненной реальности?

Я бы не стала говорить, что AR имеет небольшую популярность. Говорят об этой технологии давно, но  активно использовать ее начали недавно. Это как о полетах на Луну стали говорить заранее, а полетели только много лет спустя. Развитие AR сейчас задерживает несколько факторов: недостаток устройств на рынке, неудобство использования,  нет контента.  Устройств, которые позволили бы использовать технологию комфортно. До сих пор все ждут появления удобных AR-очков. Пока же AR-устройства которые есть на рынке не очень удобны для разработки приложений и их сложно использовать в повседневной жизни. Как только появятся удобные устройства, то AR получит широкое распространение и будет очень популярной технологией. Большие компании (Google, Fb) давно занимаются этим вопросом. Недавний анонс о разработке очков совместно с итальянским RayBan от Fb сильно взбудоражил, в хорошем смысле, общественность.

Вы уверены, что такие устройства появятся?

На рынке уже есть устройства которые позволяют развиваться технологии дополненной реальности. Не хватает удобных устройств, которые стали бы массовыми. Сейчас для AR можно использовать смартфоны и специальные устройства - шлемы или очки. Но если смартфон еще является массовым устройством, то шлемы и очки, как наиболее подходящие технические решения для AR пока являются нишевыми продуктами. Но все развивается, еще несколько лет назад мы не могли представить насколько мощными станут процессоры в смартфонах, а о применении облачных вычислений на мобильных платформах можно было только мечтать. 

Стоимость специальных устройств еще очень высокая, чтобы они стали массовыми. Вы не считаете, что популярность AR будет напрямую зависеть от стоимости шлемов и очков?

Сейчас разрабатываются AR-очки ориентированные на массовый потребительский рынок. Безусловно, существующие решения - шлемы дополненной реальности или очки - рассчитаны больше на разработчиков или специалистов. На массовом рынке доступными AR-устройствами сейчас являются смартфоны. Согласитесь, что более массового устройства чем смартфон и представить сложно. Другое дело, что мобильные телефоны нельзя считать удобными для AR, необходимо устанавливать специальные приложения, использовать камеру смартфона, а дополненный слой реальности рассматривать на экране устройства. Для нас такой способ получения визуальной информации не является удобным. Для популяризации AR нужны устройства которые позволят видеть дополненную реальность без дополнительных действий, например, через обычные или солнцезащитные очки. 

Почему мы не видим решений, когда дополненная реальность использовалась бы не только в мобильных устройствах? Есть же много сфер применения, где не нужно применять компактные устройства. 

В своем проекте мы как раз решали задачу, которая позволяет AR шагнуть дальше носимых устройств. Для AR очень важна точная привязка к местности. Проще говоря, чтобы показать виртуальную вывеску на магазине, нужно точно привязать ее к координатам на местности. Соответственно устройство, которое считывает виртуальную реальность, должно понимать где оно находится и куда обращен взгляд смотрящего через экран устройства.

Но ведь есть GPS, проблема с определением координат на разных устройствах уже решена?

Проблема технологии GPS в достаточно большой погрешности определения точного расположения объекта, не дает ориентир,  она не работает внутри помещения. Все зависит от условий приема сигнала со спутников. При неблагоприятных условиях погрешность может составлять сотни метров. А теперь представьте, как ошибка в сотни метров может сказаться на проецировании виртуального слоя на объекты. Например, если два ресторана расположены рядом или ориентиры для людей, которые считывают дополненную реальность из автомобиля. Проблема определения максимально точных координат - это краеугольный камень не только для AR, но и для того же беспилотного транспорта. Создателям беспилотников не пришлось бы создавать сложные решения, чтобы научить машину точно ориентироваться в пространстве если бы GPS хорошо решало бы эту задачу.

Была технология с маркировкой городского окружения специальными цифровыми метками. 

Маркировка специальными метками  требует сложного обслуживания и установки (иногда не запить эти радио метки). Самое большое отличие от технологии spatial computing в том, что на радио метку не навесить  динамичный контент - 3D объекты. Ведь как человек ориентируется в окружении - он может сопоставить вывеску, вид здания, найти название улицы рядом и так далее. Мы создали технологию, которая для привязки к системе координат использует облако визуальных данных. Причем облако настолько плотное, что объект не потеряется если, например, в здании поменяли дверь или поставили рядом с ним стул.

В чем суть создания 3D карты реального мира? Что хочется видеть в дальнейшем?

В свое время подобные вопросы задавали создателям internet пространства, ведь уже существовало FIDO и электронная почта. Глобальный замысел, если совсем кратко, осознанный как крупными, так и небольшими игроками инновационного рынка, заключается в следующем: необходимо создать 3D двойник реального мира для решения задач позиционирования, следующей ступенью является reality modeling ( на движущихся объектах располагать, например, информацию) и далее цель, которую уже видно сегодня в перспективе -  по описанию, с помощью ИИ определять позицию и строит путь. 

Почему AR используется сегодня в основном в игровой индустрии, массового применения в других сферах пока не видно?

Для массового применения нет удобных устройств. В игровой индустрии не нужна точность. Ошибка в позиции персонажа не так критична. Абсолютно правильно сказать, что AR только сейчас входит в мир индустрии и появляются первые “необходимости”, которые высказывает бизнес. Интересно, что область AR становится сильно интересна сфере искусств. Художники осознали, что соединение с технологией их сферы деятельности может дать новую жизни и открыть новые горизонты. Вы только представьте на пустой стене дома можно расположить в AR выставку художника. При этом ее смогут посмотреть приглашенные и под открытым небом. . 

Сложно привлекать инвестиции под проекты с AR? Что легче "продать" инвестору дополненную или виртуальную реальность?

Инвесторов вообще очень сложно привлекать к технологическим проектам. К сожалению, финансирование сложно получить без определенных гарантий для людей, которые вкладывают деньги. Очень важно, чтобы инвесторы видели во что они вкладывают средства и понимали этапы их возврата. Для любого проекта -  AR, VR или мобильного приложения, чтобы уговорить инвестора, ему нужно показать четкое применение технологии или влюбить его в проект. Поэтому очень помогают такие анонсы как тот, который сделал Fb. Это показывает инвесторам явный знак близости к потребительскому рынку и массовости. И привлекательность таких проектов будет только расти со стороны не сильно технологичных инвесторов.

Много инвестиций в теме AR и VR?

Сейчас их стало намного больше. Для VR период пандемии и post-covid открыли новые возможности. Недавний весенний бум инвестиций в VR/ AR со стороны моды, ритейла показал. как можно очень быстро определить новые направления финансовых интересов. 

Насколько Италия удачная страна для выращивания стартапа и привлечения инвестиций?

Для привлечения инвестиций Италия очень подходит. Потому что в этой стране есть факторы, которые привлекают людей повсеместно. Все знают, что здесь хорошо делают дизайн и развивают моду. Кто лучше делает дизайн автомобилей в Италии и Германии - итальянцы. Кто лучше конструирует дороги/ архитектуру - итальянцы. Есть устойчивые вещи которые помогают привлекать в Италию инвестиции. Наш проект расположен в Апулье - это регион, который лидирует по привлечению инвестиций в Евросоюзе. 

Власти Италии заинтересованы в AR проектах? 

Про AR в Италии заговорили 4 года назад. Под эти проекты были выделены большие инвестиции. В итоге появились достаточно крупные проекты, но инновационного подъема не произошло. Но в итоге дополненная реальность не стала технологическим трендом. Поэтому сейчас власти Италии относятся к поддержке и финансированию AR с определенной долей скепсиса. На мой взгляд, это временно. И последние показы мод в Милане, активное применение новых технологий VR является прямым доказательством этому утверждению. 

Вам не кажется, что AR - это не про Италию? Появление таких проектов скорее ожидаешь в США. 

Мне кажется, что не имеет значения, в какой конкретно стране ведется разработка технологии. Важно ее дальнейшее использование, принадлежность той или иной компании. Для ИТ-компаний локация имеет значение только в связке с налоговым законодательством и инвестиционным климатом. Италия - отличная страна для выращивания инновационного проекта. Это один из примеров инновационных проектов, которые создаются в Италии. Ученые из Италии установили на российские спутники пассивные световозвращатели — это позволило оценить эффективность передачи квантовой информации и скорость обнаружения сигнала. В ходе эксперимента ученые передали фотон на расстояние до 20 тыс. км, что в три раза больше, чем предыдущий самый протяженный канал квантовой связи — 7 тыс. км в 2016 году между спутником и Землей.

Насколько сильно на разработку проектов повлиял коронавирус? Например, вы со своим проектом изначально фокусировались на туризме, но эта индустрия до сих пор находится в кризисе. 

Коронавирус действительно оказал негативное влияние, как на развитие технологии AR, так и на наши планы по ее применению в туризме. В ближайшее время туризм будет оставаться сильно ослабленным за счет ограничений и закрытых границ. Но основной фокус нашего проекта был не столько на туризме, сколько на решении задачи четкого геопозиционирования. Мы создали технологию, которая позволяет устройствам четко геопозиционироваться без привязки к спутниковым системам (Глонасс или GPS). Мы решали вопрос геопозиционирования и создания облаков точек для позиционирования устройств на определенной территории. Чтобы была возможность двигаться в 6D-координатах. Да, мы планировали применять разработку в туристической отрасли, но это не означает, что мы были ограничены сферой туризма. С помощью приложения AC Tourist мы лишь показываем и доказываем работу нашей технологии, т.к. иначе сложно было бы показать. Не секрет, что  новости о готовых 3D картах периодически появляются в прессе от стартапов, но доказательств никаких никто не дает, довольствуясь лишь громким заголовком и сиюминутной выгодой от PR. .

Считает ли вы, что AR нужна законодательная поддержка для более интенсивного развития?

Пока нет стандартов в AR, сложно говорить о законодательных инициативах. Мы стараемся не нарушать существующие требования, особенно в части приватных данных. Если мы работаем с какой-то территорией, то получаем сначала согласие на съемку. В Италии мы начинаем проект по навигации на торговых площадках где расположены бутики. И мы получаем все необходимые разрешения, для создания цифровых точек навигации. Вопрос  GDPR в данной области достаточно сложно решаемый. Над этим работают серьезные организации, такие как ESTI. Чем выше мы поднимаемся к цели, тем сложнее становится проработка безопасности данных.  

Вам не кажется, что в AR много однотипных проектов? И это несмотря на высокий уровень конкуренции. 

Да, но это нормальная ситуация. Аналогичную картину можем наблюдать в разных сферах ИТ-разработки. Как только появляется перспективная разработка или технология, которая демонстрирует успехи на рынке, ее пытаются повторить и другие компании. Это касается, как успешных приложений, так и бизнес-разработок. В принципе, это достаточно прогнозируемое поведение на рынке, когда бизнес в лице ИТ-компаний делает ставку на уже успешные решения. Кроме того, под решения которые развивают направление успешных проектов, легче получить инвестиции. 

Копировать чужие наработки - это нормально?

Развивать технологию очень тяжело. Это требует постоянных инвестиций. А сами инвесторы ориентированы на уже готовый продукт или решение. Проблема в том, что никто не хочет инвестировать в исследования. Ведь это достаточно затратная статья, кроме того она не гарантирует инвесторам нужный результат. Другое дело, когда за шесть месяцев можно получить продукт похожий на тот, что уже успешно работает, но с новым подходом или измененным дизайном. На рынке хотят готовый программный продукт или устройство, которое можно кастомизировать под бизнес, если это потребуется. Причем в Китае и Азии все еще хуже, там нужно иметь не просто готовый продукт, но и адаптировать его под китайский или азиатский рынок. Копировать в технологическом мире все ж не стараются, стараются улучшить, расширить функционал.

Можно инвестору продать отличную идею? 

Продать идею - труднее, чем девушке выйти замуж. Вы должны не только найти инвестора, который вам доверяет, а он должен полюбить вашу идею и мысли. Это очень важно, особенно если учитывать, что в среднем на разработку проекта от идеи до реализации может уйти два года работы команды разработчиков. Конечно, все зависит от сложности проекта, но даже проработка простого мобильного приложения для AR - это длительный процесс. И он будет оплачиваться за счет инвестиций. Чтобы проверить идею, можно использовать подход малых грантов, как это делается в Сколково. Там проекты отфильтровываются, выделенных денег (около 150 тысяч рублей) хватает, чтобы сделать прототип. Но даже на этом этапе уже должны быть наработки. 

Насколько сильно AR зависит от производителей устройств? Если завтра Google и Apple решат отказаться развивать дополненную реальность и заблокируют соответствующие программные и аппаратные решения в своих устройствах, свернутся ли проекты, в том числе и независимые?

Зависимости никакой нет. Даже больше - Apple со своим AR-kit, возможно, осложнило  ситуацию с разработкой AR-приложений на операционной системе iOS. Держатели аппаратных платформ дают разработчикам стандартный "лего-кубик". В этом они молодцы. Но полностью полагаться на их разработку не приходится. Мы в свое время допустили ошибку, решив сэкономить время и средства на разработке своего AR-драйвера за счет существующих предложений  Google. Мы исходили из того, что Apple и Google инвестируют в исследования большие средств, поэтому они предлагают разработчикам действительно качественные инструменты, без очевидных ошибок и упущений. Надежда на крупные корпорации едва не стоила нам дополнительной разработки и упущенного времени вывода продукта на рынок. 

Может ли у AR помочь унифицировать культурные и языковые отличия? 

Культурные и языковые различия должны сохранятся, несмотря на то, что мы все стремимся к определенной степени унификации. В принципе, определенная унификация цифровых инструментов уже произошла - многие популярные приложения одновременно доступны на разных языках. Если говорить об AR-приложении для туристов, на котором мы изначально фокусировались, то да, оно призвано решить проблему подачи информации для туристов. Но тут нет сильно большой технической сложности встроить перевод надписей или инфы. Такое много где используется, начиная с перевода постов в социальных сетях linked.in или fb. . Особенно это было актуально для стран, где нет дублирующих надписей на объектах на английском или хотя бы в транскрипции с использованием латиницы. Наше приложение в котором применяется технология точного позиционирования позволяло туристам легко ориентироваться, просматривать маркеры в AR в удобном для себя языковом формате. 



Загрузка комментариев...