Загадка «Поместья в Богданово» Фердинанда Рущица

Номер: №123

Из всех произведений корпоративной коллекции Белгазпромбанка пейзаж Фердинанда Рущица «Поместье в Богданово» (ок.1899-1900) выделяется своей необычностью. Контрастное сочетание белизны снега и темных тонов земли резко бросается в глаза, да и сам ракурс пейзажа кажется не совсем банальным. К сожалению, за более чем 100 лет, прошедших с момента написания холста, краски потускнели, и некоторые детали потеряли свою выразительность. Однако это не умаляет художественной и, тем более, исторической ценности данного произведения. С его созданием связана интересная история, которой хотелось бы поделиться с читателями.

Свое родовое поместье Богданово, что под Воложином, или как называл его сам автор «гнездо», Фердинанд Рущиц писал не раз. На рассматриваемом пейзаже из коллекции Белгазпромбанка изображена деревянная усадьба, построенная из лиственницы в 1690 году. Справа виднеется крыльцо, оплетенное краснолистным деревом, за ним ­­– забор и вход в сад.

russhits_bahdanava.jpg

Ф.Рущиц «Поместье в Богданово» (ок.1899-1900). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

J-Bulhak-z-archiwum-rodziny-FR-32.jpg

Ян Булгак «Усадьба в Богданово» (1925). Из коллекции семьи Фердинанда Рущица. Источник: artmuseum.by. Этот участок усадьбы Рущица показан на работе «Поместье в Богданово»

Но вот парадокс – есть и другие известные произведения Ф.Рущица, на которых он пишет «родное гнездышко», но на них предстает… каменное строение.

1898.jpg

Ф. Рущиц «Старое гнездо» (1898)

dgobj_2163776649542069487.jpg

Ф. Рущиц «Пустошь» (1901). Литовский художественный музей. Источник: artmuseum.by

На каком из представленных произведений изображен настоящий дом Рущица? Чтобы разгадать эту загадку, обратимся к сыну художника Эдварду, автору экспертного заключения по приобретенной банком работе. Оказывается, у Рущицей в Богданово было два фамильных дома: один – лиственничный – который изображен на пейзаже из банковской коллекции – и второй – т.н. «Стена» («Mur») – каменный, двухэтажный, построенный в XIX столетии. Обе постройки были расположены по соседству, и в каменной находилась мастерская художника, из окна которой он напишет представленный этюд «Поместье в Богданово».

Вот что по этому поводу сказано в дневнике Фердинанда Рущица:

«Богданово 15/IV/1900.

Снег. Обильно лежащий снег, такой белый на солнце, такой синий в тени. Мягкий, тающий. Чувствуется, что скоро исчезнет – так же внезапно, как появился. Явление красивое и – мимолетное, как и все прекрасное. Через окно мастерской рисую этюд, который кажется мне сильным».

До нашего времени ни одна из усадеб Рущицей не дожила. Зато сохранилась могила художника, представляющая значительный интерес для туристов. Мы же можем свидетельствовать о безусловной исторической ценности произведения «Поместье в Богданово» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Подобно гравюрам Наполеона Орды, это изображение донесло до нас облик утраченного наследия земли белорусской – деревянного дома Рущицей XVII столетия.

Для справки:

25-jadwiga-golcz-portret-FR.jpg

Портрет Фердинанда Рущица, живописца. Фото Ядвиги Гольч. Из фондов Национального музея в Варшаве. Источник: artmuseum.by

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Фердинанда Рущица (1870-1936) – выдающегося художника, уроженца Беларуси, чьи произведения украшают собрания крупнейших музеев мира. По инициативе Беларуси и Польши и при поддержке Литвы и России юбилей автора включен в список памятных дат ЮНЕСКО на 2020 год.

Для получения наиболее полного представления о творчестве художника следует посетить Национальную художественную галерею в Вильнюсе и Национальный музей в Варшаве, где представлены его известнейшие произведения.

В корпоративной коллекции Белгазпромбанка имеется четыре картины художника. 

bogdanovo_8.jpg

Могила Ф. Рущица. Фото Дмитрия Ивченко

Пресс-служба