«Лістапад-2020» пройдет в Минске с 6 по 13 ноября под слоганом «Магия образа». Количество участников фестиваля – порядка 120 картин из 50 стран. Показы для зрителей пройдут в 6 кинотеатрах с соблюдением социальной дистанции и всех необходимых мер предосторожности.
Основной конкурс игрового кино состоит из картин-участников крупных международных кинофестивалей, снятых в постсоциалистических странах. Вне зависимости от того, где была снят фильм, программа фестиваля актуальна вне времен и места. Основной конкурс игрового кино представлен девятью картинами, среди них - «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Эдем» Агнес Кочиш, «Мальмкрог» Кристи Пую, «В сумерках» Шарунаса Бартаса, «Соперник» Маркуса Ленца, «Отец» Срдана Голубовича, «Заглавными буквами» Раду Жуде, «Начало» Деа Кулумбегашвили, «Ветер в голове» Шуцзюнь Вэй.
Отдельный важный конкурс фестиваля – «Молодость на марше», в рамках которого представлены творческие дебюты наиболее ярких и интересных режиссёров со всего мира. На 27-м «Лістападзе» представлено 11 картин, среди них – абсолютные дебюты и вторые работы уже заявивших о себе молодых режиссёров.
Конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории в программе из 7 картин отражает эволюцию от детства к отрочеству и юности, рефлексируя на тему всех важных переживаний из детства. «Авторы этих картин говорят на самую важную тему – тему детства. Ведь ребёнок – это складывающийся организм, который требует особого внимания и заботы. Мы должны думать не только про будущее наших детей, но и про их настоящее. Наша программа как раз и рассчитана на это «настоящее», – подчеркнул программный директор фестиваля Игорь Сукманов.
Основной конкурс документального кино состоит из 12 картин, которые представила программный директор документального кино Ирина Демьянова. Среди участников – «Катя и Вася идут в школу» российского режиссёра Юлии Вишневец, «Только дьявол живет без надежды» Магнуса Ерттена, «Земля голубая, будто апельсин» Ирины Цилык и картины из Германии, Сербии, Хорватии, Катара и других стран.
В рамках культурной программы 27 ММКФ «Лістапад» его участники и гости могут посетить выставку «Для меня кино важнее жизни», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых оригинальных белорусских кинорежиссеров Валерия Рубинчика. Место экспонирования – выставочный зал Музея истории белорусского кино – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь.
Показы в рамках фестиваля пройдут в кинотеатрах «Центральный», Falcon Club Бутик Кино, Silver Screen в Galileo, «Пионер» и «Беларусь». Церемония открытия и закрытия состоится в кинотеатре «Москва». Фильмами открытия и закрытия станут «Уроки фарси» Вадима Перельмана и «Икар» Мацея Пепшицы.
Фестиваль аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) как конкурсный фестиваль фильмов, созданных в странах бывшего социалистического лагеря: странах СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, странах Балтии, Восточной и Центральной Европы, на Кубе. Организатор «Лістапада» — Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн».
Фото: listapad.com
***
27-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад» отменен. Такая информация вечером 5 ноября была размещена в Telegram-канале организатора мероприятия – Министерства культуры Республики Беларусь.⠀
«В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией оргкомитетом принято решение об отмене в 2020 году всех мероприятий XXVII Минского международного кинофестиваля «Лістапад», – говорится в сообщении.«Мы в течение года отбираем фильмы и, как вы понимаете, отсматриваем в разы больше разного кино. В итоге отбираем картины, без каждой из которых фестиваль не будет цельным событием. Понятно, что увидеть все картины за неделю - это безумие, да и не надо. Воспользуйтесь программой фестиваля как записной книжкой, постарайтесь посмотреть эти картины в течение года, когда они начнут появляться в прокате или интернете», – посоветовал программный директор фестиваля Игорь Сукманов.
Мы воспользуемся этим советом и будем публиковать названия и описания фильмов «Лістапада-2020», которые вы уже можете найти в интернете для онлайн-просмотра (если ваша попытка сделать это с помощью поисковых систем не увенчается успехом, пишите на media@bgpb.by, поможем).
Основной конкурс игрового кино
МАЛЬМКРОГ
Румыния, Сербия, Швейцария, Швеция, Босния и Герцеговина, Северная Македония, 2020, 200 мин.
Аристократ Николай приглашает на Рождество в свое поместье цвет общества, среди которых оказываются политик, молодая графиня и русский генерал с супругой. Они проводят время за ужином, светскими беседами и салонными играми, спорят о форме власти, необходимой в эпоху политического упадка, о прогрессе и морали, смерти и Антихристе. По мере того, как дебаты становятся все более жаркими, культурные различия между собеседниками становятся очевиднее, а обстановка в поместье – все более напряженной. В конце концов, каждый станет жертвой собственной позиции.
Автор румынской волны, режиссер «Смерти господина Лазареску» представил экранизацию «Трех разговоров» русского философа-мистика Владимира Соловьева на Берлинале-2020. «В размышлениях героев старомодные тезисы перемежаются с поразительно актуальными мыслями. Сомнению подвергается любая почтенная доктрина, от изложенных в Нагорной проповеди моральных принципов до любых планов по созданию нового, по-настоящему справедливого социума. Существуя в прошлом, герои фильма безуспешно пытаются предсказать будущее и именно поэтому оказываются так близки нам в настоящем. «Мальмкрог» определенно оценят синефилы и эстеты», – считает известный кинокритик Антон Долин.
Внеконкурсные показы игрового кино
ПТИЧИЙ ЯЗЫК
Польша, 2019, 138 мин.
«Птичий язык» – это язык униженных и оскорбленных, изгоев современного прагматичного общества: учителя истории, над которым издеваются ученики, учителя польского, изгнанного из школы, прокаженного композитора, уборщицы в богатом доме, калеки-флориста и молодого режиссера. Это язык тех, кого вытесняет система, способная порождать лишь ненависть и тупость. Единственным оружием героев оказывается лишь ирония, цветы и цитаты из классиков. Сценарий Анджея Жулавского повествует об упадке польской интеллигенции, которая, оказавшись не в силах вынести пренебрежение знанием, хамство и ограниченность, выбирает внутреннюю эмиграцию.
Внеконкурсные показы документального кино
КУБРИК О КУБРИКЕ
Франция, Польша, 2020, 72 мин.
Вклад Стэнли Кубрика в кинематограф неоценим. Шедевры этого титана кино изучают студенты и мастера в поисках ответов, которые утаил сам мастер. И хотя Кубрик – среди наиболее исследуемых режиссеров мира, до сегодняшнего дня шанс услышать его самого был ничтожно мал. Серия редких интервью с кинокритиком Мишелем Симаном и уникальные материалы, предоставленные семьей Кубрика, позволили авторам фильма создать глубоко личный портрет одного из наиболее признанных, но все еще не услышанных кинорежиссеров всех времен.
Внеконкурсные показы документального кино
ХУДОЖНИК И ВОР
Норвегия, 2020, 102 мин.
Чешская художница отчаянно ищет ответ на вопрос, почему украли две ее картины. Ей удается разыскать преступника, похитившего полотна, и подружиться с ним. Девушка приглашает вора позировать для портрета, завязываются, казалось бы, невозможные отношения. И неразрывные узы навсегда связывают две одинокие души.
Kinochannel.ru: «Это история нескольких лет сосуществования уязвимых и одиноких людей. Они могут не встречаться годами, но будут невольно ссылаться друг на друга и сочинять письма. Их отношения построены на необходимости взаимодействия, обоюдного влияния, что переводит связку «художник - муза» в плоскость психотерапии. «Художник и вор» посвящён той силе, которая заложена в людях искусства. В этом же положении находится и режиссёр, всё дальше и дальше продвигаясь в перипетиях их жизней, и отснятый материал становится всё менее беспристрастным».
Внеконкурсные показы игрового кино
УБЕЙ И ОСТАВЬ ЭТОТ ГОРОД
Польша, 2020, 88 мин.
Сюрреалистическая фантазия для взрослых с элементами хоррора. Чтобы заглушить тоску по ушедшим близким, герой прячется в стране воспоминаний, где время остановилось, а дорогие ему люди по-прежнему живы. С годами в его воображении нарисовался город. Однажды там без спросу поселяются литературные герои и культовые персонажи детских мультфильмов, те, что остаются для многих поколений вечно юными существами в коротких штанишках. Когда наш герой обнаруживает, что все они постарели и вечной молодости не существует, он решает вернуться в действительность. И персонажи, живущие в его воображении, берутся отвести его назад в реальный мир.
Дина Годер, программный директор БФМ: «Мультфильм Мариуша Вильчинского – его дебют в полнометражном кино, над который он работал долгих 14 лет, поначалу рассчитывая, что это будет короткометражка. Но, когда он начал снимать, умерли один за другим его родители и лучший друг, которого он считал своим учителем – музыкант Тадеуш Налепа. Так они стали героями фильма. В полном метре Вильчинский постарался уйти от простоты изображения в смешанную технику, воссоздавая мрачный город своего детства – фабричную Лодзь. Мы угадываем в ее атмосфере что-то похожее на наше прошлое: советскую безнадежность, ощущение всюду разлитого насилия, чувство унижения и повсеместной враждебности».
Внеконкурсные показы документального кино
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. КИНО КАК МОЛИТВА
Россия, Италия, Швеция, 2019, 97 мин.
Художественное наследие Андрея Тарковского – восемь фильмов, признанных шедеврами мирового кинематографа. В этой документальной ленте режиссер сам рассказывает о жизни и творчестве, делится воспоминаниями, размышлениями о культуре, судьбе художника и смысле человеческого существования. Уникальные аудио- и видеозаписи раскрывают перед зрителем таинственный мир авторских кинообразов, позволяя постичь замысел работ и внутренний мир великого режиссера.