Кинонеделя «Лістапада» начинается в Минске. UPD: Фестиваль отменён!

Номер: 124

«Лістапад-2020» пройдет в Минске с 6 по 13 ноября под слоганом «Магия образа». Количество участников фестиваля – порядка 120 картин из 50 стран. Показы для зрителей пройдут в 6 кинотеатрах с соблюдением социальной дистанции и всех необходимых мер предосторожности.

Основной конкурс игрового кино состоит из картин-участников крупных международных кинофестивалей, снятых в постсоциалистических странах. Вне зависимости от того, где была снят фильм, программа фестиваля актуальна вне времен и места. Основной конкурс игрового кино представлен девятью картинами, среди них - «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Эдем» Агнес Кочиш, «Мальмкрог» Кристи Пую, «В сумерках» Шарунаса Бартаса, «Соперник» Маркуса Ленца, «Отец» Срдана Голубовича, «Заглавными буквами» Раду Жуде, «Начало» Деа Кулумбегашвили, «Ветер в голове» Шуцзюнь Вэй. 

Отдельный важный конкурс фестиваля – «Молодость на марше», в рамках которого представлены творческие дебюты наиболее ярких и интересных режиссёров со всего мира. На 27-м «Лістападзе» представлено 11 картин, среди них – абсолютные дебюты и вторые работы уже заявивших о себе молодых режиссёров. 

122274308_3766507643394409_1376038765866853063_o.jpg

Конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории в программе из 7 картин отражает эволюцию от детства к отрочеству и юности, рефлексируя на тему всех важных переживаний из детства. «Авторы этих картин говорят на самую важную тему – тему детства. Ведь ребёнок – это складывающийся организм, который требует особого внимания и заботы. Мы должны думать не только про будущее наших детей, но и про их настоящее. Наша программа как раз и рассчитана на это «настоящее», – подчеркнул программный директор фестиваля Игорь Сукманов. 

Основной конкурс документального кино состоит из 12 картин, которые представила программный директор документального кино Ирина Демьянова. Среди участников – «Катя и Вася идут в школу» российского режиссёра Юлии Вишневец, «Только дьявол живет без надежды» Магнуса Ерттена, «Земля голубая, будто апельсин» Ирины Цилык и картины из Германии, Сербии, Хорватии, Катара и других стран. 

122390865_3766507240061116_8797087852049724117_o.jpg

В рамках культурной программы 27 ММКФ «Лістапад» его участники и гости могут посетить выставку «Для меня кино важнее жизни», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых оригинальных белорусских кинорежиссеров Валерия Рубинчика. Место экспонирования – выставочный зал Музея истории белорусского кино – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь. 

Показы в рамках фестиваля пройдут в кинотеатрах «Центральный», Falcon Club Бутик Кино, Silver Screen в Galileo, «Пионер» и «Беларусь». Церемония открытия и закрытия состоится в кинотеатре «Москва». Фильмами открытия и закрытия станут «Уроки фарси» Вадима Перельмана и «Икар» Мацея Пепшицы.

122515314_3766492463395927_7171755968240673802_o.jpg 

Фестиваль аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) как конкурсный фестиваль фильмов, созданных в странах бывшего социалистического лагеря: странах СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, странах Балтии, Восточной и Центральной Европы, на Кубе. Организатор «Лістапада» — Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн».

Фото: listapad.com

***

27-й Минский международный кинофестиваль «Лістапад» отменен. Такая информация вечером 5 ноября была размещена в Telegram-канале организатора мероприятия – Министерства культуры Республики Беларусь.⠀

«В связи с неблагоприятной​ эпидемиологической ситуацией оргкомитетом принято решение об отмене в 2020 году всех мероприятий XXVII​ Минского международного кинофестиваля «Лістапад», – говорится в сообщении.

Дирекция получила письмо об отмене фестиваля неожиданно, одновременно с публикацией информации Министерством культуры в Telegram-канале. Поэтому пока не может как-то комментировать это решение. Дополнительные и более подробные комментарии наверняка появятся позже. 

«Мы в течение года отбираем фильмы и, как вы понимаете, отсматриваем в разы больше разного кино. В итоге отбираем картины, без каждой из которых фестиваль не будет цельным событием. Понятно, что увидеть все картины за неделю - это безумие, да и не надо. Воспользуйтесь программой фестиваля как записной книжкой, постарайтесь посмотреть эти картины в течение года, когда они начнут появляться в прокате или интернете», – посоветовал программный директор фестиваля Игорь Сукманов.

Мы воспользуемся этим советом и будем публиковать названия и описания фильмов «Лістапада-2020», которые вы уже можете найти в интернете для онлайн-просмотра (если ваша попытка сделать это с помощью поисковых систем не увенчается успехом, пишите на media@bgpb.by, поможем). 

Основной конкурс игрового кино

МАЛЬМКРОГ

Румыния, Сербия, Швейцария, Швеция, Босния и Герцеговина, Северная Македония, 2020, 200 мин.

EOf2NZ_X0AAwAOS.jpg

Аристократ Николай приглашает на Рождество в свое поместье цвет общества, среди которых оказываются политик, молодая графиня и русский генерал с супругой. Они проводят время за ужином, светскими беседами и салонными играми, спорят о форме власти, необходимой в эпоху политического упадка, о прогрессе и морали, смерти и Антихристе. По мере того, как дебаты становятся все более жаркими, культурные различия между собеседниками становятся очевиднее, а обстановка в поместье – все более напряженной. В конце концов, каждый станет жертвой собственной позиции.

Автор румынской волны, режиссер «Смерти господина Лазареску» представил экранизацию «Трех разговоров» русского философа-мистика Владимира Соловьева на Берлинале-2020. «В размышлениях героев старомодные тезисы перемежаются с поразительно актуальными мыслями. Сомнению подвергается любая почтенная доктрина, от изложенных в Нагорной проповеди моральных принципов до любых планов по созданию нового, по-настоящему справедливого социума. Существуя в прошлом, герои фильма безуспешно пытаются предсказать будущее и именно поэтому оказываются так близки нам в настоящем. «Мальмкрог» определенно оценят синефилы и эстеты», – считает известный кинокритик Антон Долин.

Внеконкурсные показы игрового кино

ПТИЧИЙ ЯЗЫК

Польша, 2019, 138 мин.

kinopoisk.ru-Mowa-ptak_26_23243_3Bw-3505915.jpg

«Птичий язык» – это язык униженных и оскорбленных, изгоев современного прагматичного общества: учителя истории, над которым издеваются ученики, учителя польского, изгнанного из школы, прокаженного композитора, уборщицы в богатом доме, калеки-флориста и молодого режиссера. Это язык тех, кого вытесняет система, способная порождать лишь ненависть и тупость. Единственным оружием героев оказывается лишь ирония, цветы и цитаты из классиков. Сценарий Анджея Жулавского повествует об упадке польской интеллигенции, которая, оказавшись не в силах вынести пренебрежение знанием, хамство и ограниченность, выбирает внутреннюю эмиграцию.

«Разбитость по главам («историк», «писатель», «сирота», «композитор» и т. д.) создает лишь видимость структуры. Сумбур и динамика, хаос и ритмичность – более подходящие синонимы для композиции «Птичьего языка». Отец и сын Жулавски – в создании картины были задействованы оба, старший на уровне сценария, младший (Ксаверий) – на уровне режиссуры, – жонглируют зрительским вниманием, то включая его шокирующими кадрами настоящих неонацистских маршей в современной Польше, то выключая его на пространных диалогах героев без логики и определенной цели. Вместо тщетных попыток уследить за драматическими развязками в жизнях персонажей, лучше расслабиться и насладиться по-настоящему синефильским шедевром, по объему оммажей и постмодернистского интертекста легко сравнимого с «Улиссом» Джойса», – пишет Sobesednik.ru. Добавим, что Ксаверий Жулавски хорошо известен своим фильмом «Польско-русская война» (2009), снятым по книге Дороты Масловской. 

Внеконкурсные показы документального кино

КУБРИК О КУБРИКЕ

Франция, Польша, 2020, 72 мин.

9SFPYcIQJh8it3vOTgeZicYrkKT.jpg

Вклад Стэнли Кубрика в кинематограф неоценим. Шедевры этого титана кино изучают студенты и мастера в поисках ответов, которые утаил сам мастер. И хотя Кубрик – среди наиболее исследуемых режиссеров мира, до сегодняшнего дня шанс услышать его самого был ничтожно мал. Серия редких интервью с кинокритиком Мишелем Симаном и уникальные материалы, предоставленные семьей Кубрика, позволили авторам фильма создать глубоко личный портрет одного из наиболее признанных, но все еще не услышанных кинорежиссеров всех времен.

Внеконкурсные показы документального кино

ХУДОЖНИК И ВОР

Норвегия, 2020, 102 мин.

kinopoisk.ru-The-Painter-and-the-Thief-3538650.jpg

Чешская художница отчаянно ищет ответ на вопрос, почему украли две ее картины. Ей удается разыскать преступника, похитившего полотна, и подружиться с ним. Девушка приглашает вора позировать для портрета, завязываются, казалось бы, невозможные отношения. И неразрывные узы навсегда связывают две одинокие души.

Kinochannel.ru: «Это история нескольких лет сосуществования уязвимых и одиноких людей. Они могут не встречаться годами, но будут невольно ссылаться друг на друга и сочинять письма. Их отношения построены на необходимости взаимодействия, обоюдного влияния, что переводит связку «художник - муза» в плоскость психотерапии. «Художник и вор» посвящён той силе, которая заложена в людях искусства. В этом же положении находится и режиссёр, всё дальше и дальше продвигаясь в перипетиях их жизней, и отснятый материал становится всё менее беспристрастным»


Внеконкурсные показы игрового кино

УБЕЙ И ОСТАВЬ ЭТОТ ГОРОД

Польша, 2020, 88 мин.

MV5BMjE5MjViZDMtNjE0Ny00MWQ1LTgzY2ItZDZjNWQ5YjBmMTI0XkEyXkFqcGdeQXVyMTEzMjUxMDM3._V1_.jpg

Сюрреалистическая фантазия для взрослых с элементами хоррора. Чтобы заглушить тоску по ушедшим близким, герой прячется в стране воспоминаний, где время остановилось, а дорогие ему люди по-прежнему живы. С годами в его воображении нарисовался город. Однажды там без спросу поселяются литературные герои и культовые персонажи детских мультфильмов, те, что остаются для многих поколений вечно юными существами в коротких штанишках. Когда наш герой обнаруживает, что все они постарели и вечной молодости не существует, он решает вернуться в действительность. И персонажи, живущие в его воображении, берутся отвести его назад в реальный мир.

Дина Годер, программный директор БФМ«Мультфильм Мариуша Вильчинского – его дебют в полнометражном кино, над который он работал долгих 14 лет, поначалу рассчитывая, что это будет короткометражка. Но, когда он начал снимать, умерли один за другим его родители и лучший друг, которого он считал своим учителем – музыкант Тадеуш Налепа. Так они стали героями фильма. В полном метре Вильчинский постарался уйти от простоты изображения в смешанную технику, воссоздавая мрачный город своего детства – фабричную Лодзь. Мы угадываем в ее атмосфере что-то похожее на наше прошлое: советскую безнадежность, ощущение всюду разлитого насилия, чувство унижения и повсеместной враждебности».


Внеконкурсные показы документального кино

АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. КИНО КАК МОЛИТВА

Россия, Италия, Швеция, 2019, 97 мин.

kinopoisk.ru-Andrey-Tarkovsky-A-Cinema-Prayer-3417505.jpg

Художественное наследие Андрея Тарковского – восемь фильмов, признанных шедеврами мирового кинематографа. В этой документальной ленте режиссер сам рассказывает о жизни и творчестве, делится воспоминаниями, размышлениями о культуре, судьбе художника и смысле человеческого существования. Уникальные аудио- и видеозаписи раскрывают перед зрителем таинственный мир авторских кинообразов, позволяя постичь замысел работ и внутренний мир великого режиссера.