7 глаз без няньки: проблемы мониторинга общественной безопасности Беларуси

О централизованной системе мониторинга общественной безопасности республики Беларусь говорится ещё с 2013 года, но ключевые моменты её развития можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что столь масштабный проект застрял на классической стадии отсутствия централизованного управления. О проблемах, с которыми сегодня столкнулся проект республиканской системы мониторинга общественной безопасности, «Слово делу» рассказал генеральный директор компании-разработчика программного обеспечения для комплексного видеонаблюдения Macroscop Александр Коробков.

Комплексная система мониторинга общественной безопасности – уже давно не новинка. Во всём мире такие системы традиционно именуются аппаратно-программными комплексами «Безопасный город», которые в дальнейшем трансформируются в «умные города». «Безопасный город» – это в первую очередь контроль чрезвычайных происшествий, мониторинг правонарушений и так далее. «Умный город» – следующая эволюционная ступень этой системы, куда включаются мониторинг работ городских служб, вроде вывоза мусора или общественного транспорта, контроль освещением и многое другое.

Мы уже долгое время работаем с «безопасными городами» разных стран. В Казахстане, например, под управлением Macroscop сейчас работают 10400 камер, объединённых в единую систему мониторинга общественной безопасности. В 2020 году завершится реализация проекта сразу 7 «безопасных городов» в Южной Америке. Но при всём нашем опыте мы не встречали такой ситуации, как в Беларуси.

Серьёзные разговоры о необходимости централизованной системы безопасности в правительстве страны начались ещё в 2013 году. Указ президента № 187 «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности» был опубликован в 2017 году. Единые технические требования к программному обеспечению от МВД РБ появились только в 2019 году. За прошедшее время в стране в целом и отдельных городах появились отдельные системы мониторинга общественной безопасности, не связанные друг с другом и работающие по своим правилам.

Объединение локальных систем в единую систему мониторинга обычно идёт по одной из двух схем. Первая схема включает в себя выбор единого стандарта, по которому продолжается работа. Двигаясь по такому пути, государство теряет значительный объём уже затраченных на создание локальных систем видеонаблюдения инвестиций. Приходится демонтировать неподходящие камеры, переустанавливать неподходящий софт, менять неподходящие сервера и комплектующие. Единственное, что может сгладить такой переход – это система trade-in, в рамках которой старый софт можно обменять на требующийся. В Беларуси есть компании, способные организовать замену по системе trade-in. Это «Датастрим» или, например, более молодая BIT Distribution. Но и здесь появляются подводные камни: в рамках реализации «безопасных городов» работать приходится с госзаказом, а в конкурсной документации trade-in не учитывается. Выходит, государство тратит огромные средства на то, чтобы переделать уже сделанное за такие же огромные средства. И процесс, как мы видим, затягивается.

Вторая схема объединения требует появления системы верхнего уровня, при которой все локальные системы интегрируются в единую систему под управлением одного вида софта. Таким путём следуют чаще всего, ведь он менее затратный. Кстати, именно так поступило, например, полицейское управление бельгийского округа Ипр, которое объединило 400 разных камер видеонаблюдения в оснащённую интеллектуальными модулями единую сеть мониторинга общественной безопасности под управлением российского софта VMS Eocortex.

Проект организация республиканской системы мониторинга общественной безопасности сегодня выглядит как формальная задача, у которой нет чётких целей. Взять, к примеру, службу мониторинга происшествий на дорогах, о которой пишут в газетах. Несомненно, вещь полезная. Часто одна узконаправленная задача может подтолкнуть к реализации весь проект. Но также часто это – отсутствие глобального понимания необходимых процессов. С таким подходом новые издержки и переделки неизбежны.

Если смотреть со стороны, проект сегодня требует жёсткого централизованного управления. Скорости – тоже, но скорость будет зависеть от инвестиций. Мы видим, как создание одних только стандартов занимает почти 3 года, а значит, главное – всё же жёсткое управление.

Напоследок, стоит отметить и работу с общественностью. На форумах, в соцсетях и прочих электронных ресурсах часто слышатся реплики о том, что государство берёт всех под свой колпак неусыпного контроля. О том, что даже локальные и несовершенные системы сегодня позволяют раскрывать 2000 преступлений в год, пользователи, конечно, не упоминают. Общий мониторинг – это объективный тренд нового времени. Будут за вами так или иначе следить или не будут – зависит только от интеграции в общество. Если вы не живущий в горах анахорет, если пользуетесь интернетом, если носите в кармане мобильный телефон – за вами уже следят. Вопрос лишь в том, кто и как будет использовать эту информацию.

Эксперт статьи
Александр Коробков

Александр Коробков

генеральный директор Macroscop

Задать вопрос

Компетенции

Разработка программного обеспечения
Загрузка комментариев...