Какие риски существуют в e-commerce и как их предупредить

Если мы говорим о торговле, то бизнес электронной коммерции подвержен всем тем же рискам, что и традиционные схемы продажи: в нем существуют и риски утери товаров, и риски возникновения ответственности, и риски потери прибыли.

Но вероятность возникновения этих рисков безусловно меняется. Например, риск краж существенно падает, т.к. товар меньше перемещается и до отправки конечному покупателю хранится на закрытом складе. С другой стороны, риск порчи в связи с истечением срока годности возрастает, т.к. остатки партий могут скрыться из поля зрения ответственного сотрудника и затеряться в общем товаропотоке.

При организации электронной коммерции важную роль играет обеспечение логистики товаров. При организации логистики всегда приходится прибегать к закупке логистических услуг у партнеров. Можно закупать комплексные услуги у крупных 3PL/4PL провайдеров, а можно отдавать на аутсорсинг отдельные функции, самостоятельно формируя цепь поставок. В любом из этих случаев возникают коммерческие риски, такие как надежность исполнения обязательств со стороны поставщиков, а также отслеживание договорных обязательств для избегания перерасхода средств или штрафных санкций.

Для предупреждения и сокращения рисков в партнерских отношениях самым важным является построение долгосрочных отношений и формирование партнерской экосистемы с общими понятными и прозрачными критериями оценки. Примерами этого является разработка системы KPI для поставщиков товаров или услуг. Для поставщика товаров это будут показатели по полноте и точности поставок, корректности оформления документов, процент принятых/не принятых заказов. Для перевозчика это показатели точности подачи машины, отсутствие повреждений при перевозке, сроки возврата сопроводительных документов, отсутствие замечаний в точке доставки.

Аналогично для соблюдения договорных обязательств разрабатываются счетчики и системы оповещения, которые напоминают сотрудникам о возможности наступления коммерческого риска. Например, это системы оперативного управления с детальной настройкой договорных обязательств и гибкими рабочими процессами, которые смогут проверять тарификацию по услугам и сообщат о приближающемся переходе в следующий ценовой диапазон.

Приведенные примеры демонстрируют современный подход к управлению, который называется управление по событиям. Когда сотрудники перестают вручную обрабатывать каждый документ или объект, который находится в их ответственности, а подключаются только в момент возникновения внештатной ситуации. Этот подход особенно важен в электронной торговле, более подверженной многократным изменениям спроса, т.к. позволяет быстро масштабировать процессы без привлечения значительных ресурсов.

Безусловно, рассчитывать показатели и следить за договорными обязательствами должны современные информационные системы. Т.к. на сбор нужной информации из многочисленных источников у человека уйдет слишком много времени. Когда показатель будет посчитан вручную, данные, содержащиеся в нем, могут уже полностью потерять свою актуальность. Бизнес в электронной коммерции требует надежных масштабируемых систем оперативного управления, которые способны предоставить детальную информацию о происходящих процессах. В дополнение к системам оперативного управления необходимы системы анализа данных, которые представят текущую ситуацию в наглядном виде, и системы взаимодействия партнеров. Которые позволят поделиться информацией.

Предупредить риски можно только при проведении регулярной и планомерной работы по выявлению рисков и подготовке обеспечивающих процессов к возникновению того или иного риска.



Эксперт статьи
Наталья Милехина

Наталья Милехина

Эксперт по бизнес-решениям, Generix Group

Задать вопрос
Загрузка комментариев...